Туяна Дондокова
Продуктивная деятельность с детьми как средство ознакомления с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивная деятельность с детьми как средство ознакомления с природой.
«Человек был и всегда остаётся сыном природы,
и то, что роднит его с природой,
должно использоваться для его приобщения
к богатствам духовной культуры»
В. А. Сухомлинский
План работы:
1. Сущность экологического воспитания детей дошкольного возраста
2. Цели и задачи
3. Определение и виды продуктивной деятельности
4. Опыт работы по теме
Публикация «Продуктивная деятельность с детьми как средство ознакомления с природой» размещена в разделах
5. Выводы и результаты работы.
6. Список литературы
Умение разумно относиться к природе сегодня – это настоящая проблема века. Ведь современный родитель привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и др., созданными руками человека, с самого раннего детства. Сам он также бережно относится к этому. А вот на природе взрослый чувствует себя царём окружающего растительного мира и чаще всего по необходимости, а иногда и без неё, ломает ветки, набирает букеты лесных цветов вместе с корнем, разрушают грибницу, собирая грибы и т. д. Это происходит и на глазах у детей, у нашего подрастающего поколения. Конечно, правильнее сначала воспитывать взрослого, а потом учить ребёнка, но это не всегда возможно и действенно. Поэтому можно сформулировать следующую гипотезу: необходимо попробовать идти от обратного – учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту и связывать это с тем, что всё прекрасное дала природа. Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, умение видеть и ценить, а так же приумножать дары природы это одна из первостепенных задач сегодняшнего дня.
В дошкольном возрасте формируются основы экологического сознания. Гуманно – целостное отношение детей к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние природы, положительный интерес к объектам и явлениям природы, постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных образовательных организаций. Методика экологического образования дошкольников на протяжении длительного времени рассматривалась в трудах В. Г. Фокиной, С. А. Веретенниковой, Н. Н. Кондратьевой, В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Они понимали под экологическим образованием целенаправленный процесс формирования у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающим природу и общество на основе синтеза эмоционального, умственного и практического компонентов.
Экологическое воспитание, как неотъемлемая часть единой системы воспитания, экологического сознания и поведения, гармоничного с природой, рассматривается в трудах современных авторов – педагогов, таких как С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. А. Соломенникова.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования планирует решение следующей задачи: формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие их эстетических, интеллектуальных, социальных, нравственных и физических качеств, самостоятельности, инициативности, развитие предпосылок к учебной деятельности. В нашем учреждении на сегодняшний день функционируют: комплексная программа «От рождения до школы», парциальные программы Жемчужниковой «Байкал» и Мишариной «Мир растений». Начиная с трудов Е. И. Тихеевой, которая считала, что природу надо рассматривать, как элемент среды, в которой «дети живут своей собственной жизнью», Мишарина делает акцент на способность всего живого к самосовершенствованию, приспособленность живого как к изменяющимся, так и относительно постоянным условиям существования. В нашем дошкольном учреждении, мы продолжаем изучать с нашими воспитанниками тесную взаимосвязь живого и неживого мира, формируем позитивный интерес к объектам и явлениям природы, который активно проявляется во время наблюдений, бесед, экологических игр. Из моего педагогического опыта работы и сравнительных результатов обследования детей младшего, среднего возрастов (2020-2021) и детей старшего дошкольного возраста (2021-2022, я выделила для себя новые подходы для развития интереса у детей к природе. Например, отметила для себя в работе с детьми 5-7 лет перспективу работы по ознакомлению своих воспитанников с художественными картинами (репродукциями, включением в непосредственно творческую деятельность дошкольников заданий, связанных с изобразительной деятельностью. В своей работе последовательно стараюсь опираться не только на рациональный опыт малышей, но и на непосредственное эмоциональное воздействие от соприкосновения с миром прекрасного. У детей дошкольного возраста не менее продуктивно воспитывать любовь к природе через изобразительное творчество в различных его гранях. Это решение помогает мне в работе с родителями; вместе с ними, мы ищем и находим оптимальные решения по развитию умения у дошкольников передавать чувства и переживания, что очень актуально во время повального использования телефонов и гаджетов. То есть, после применяемой мной системой занятий, ребёнок начинает использовать в общении с окружающими не только символы, на которые уже умеет опираться во взаимодействии с интернетом, не зная ещё букв. Не только слова описательного характера. У него появляется возможность выхода своих эмоций после общения с природой (уход за растениями, создание коллекций из камней и гербария, наблюдений за деревьями и облаками и т. д.)с помощью языка искусства, языка художественного творчества.
Цель работы: Формирование устойчивого интереса к изучению и бережному отношению к природе, через развитие творческих способностей и воспитание ценностного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Выводы: Экологическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным воспитанием. Оно помогает реализовать экологические убеждения детей, эстетическим – помогающим видеть красоту природы и воспитывать бережное отношение к природе детей дошкольного возраста; нравственным – формирующим по отношению к природе чувство ответственности. Это один из важных показателей экологической воспитанности.
Во- вторых, создана и продолжает совершенствоваться модель экологической развивающей предметно –пространственной среды в группе, которая включает в себя следующие компоненты: групповая комната – уголок экспериментирования, природы, книги, центр дидактических игр, выставочный стенд с картинами художников и рисунками детей. На подоконниках – мини - огород, комнатные растения. Методическое оснащение группы постоянно пополняется за счёт приобретения литературы экологической направленности, изготовления пособий, макетов, наглядного и демонстрационного материала. На территории нашего участка созданы клумбы, мини – огород, экологическая тропа.
На педагогических мероприятиях, посвящённых особенностям тематического планирования в ДОУ, рассматривалась сущность комплексно – тематического планирования на основе межпредметных связей по разделам: изобразительная, художественная, физическая и музыкальная деятельности. Был составлен план комплексно – тематического планирования по теме «Знакомство с творчеством В. Бианки». Так же был составлен план тематического планирования на неделю «Байкал – озеро Сибири!».
С целью формирования у старших дошкольников экологических и эстетических представлений были разработаны и проведены комплексы занятий: «Живая и неживая природа», «Растения – живые существа», «Комнатные растения», «Любимые картины, изображающие Осень», «Любимые картины, изображающие Зиму», «Разноцветные краски природы», игры «Кому что нужно?», «Во что с этим можно играть?», «Что перепутал художник» и др.
Отношение детей к окружающему миру стало меняться в лучшую сторону. Дети стали проявлять большую ответственность и внимательность к окружающему миру, делая замечания младшим дошкольникам, гуляющим на прогулке, если те некорректно обращались с природой (ломали ветки, рвали траву, листья с деревьев, разрушали почву). В образовательной деятельности дети отличают свойства живой и неживой природы, определяют названия растений, рассказывают о способах ухода за ними. Родители (законные представители) стали эффективнее сотрудничать с нами, воспитателями, т. к. совместные мероприятия (сезонные выставки к праздникам Осени, Новому году, создание коллективных работ и лпбуков, проекты «Огород», «Космос») сплотили их с детьми, укрепили семейные отношения.
Комплекс мероприятий для педагогов нашего учреждения, разработанные комплексы занятий с детьми по ознакомлению с творчеством В. Бианки», консультации по теме экологического воспитания, составленные списки и описание дидактических игр по ознакомлению детей с миром природы и др. способствовали обогащению представлений у воспитателей о содержании и системном характере экологического образования.
Анализ результатов промежуточной диагностики в ноябре 2021 г. позволил констатировать более выраженную динамику в уровне сформированности изобразительных навыков и эстетических представлений по сравнению с концом 2020 – 2021 учебного года, что свидетельствует об эффективности работы по проблеме воспитания ценностного отношения к окружающему миру.