Папки-передвижки

Продуктивная деятельность как средство развития речи детей подготовительной к школе группе

Королева Валентина Петровна
Продуктивная деятельность как средство развития речи детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности – рисование, конструирование, аппликация, лепка.

В результате осуществления этой деятельности ребенок не только производит какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но также развивает речь, моторику, воображение внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.

Публикация «Продуктивная деятельность как средство развития речи детей подготовительной к школе группе» размещена в разделах

По мнению М. А. Степановой существует двусторонняя зависимость между развитием игровой деятельности и овладением речевыми средствами. Так, для осуществления игровой деятельности требуется определенный уровень развития речи. В свою очередь, становление игровой деятельности стимулирует речевое развитие : развитие форм и функций речи. То есть, игра дошкольника формирует осознанность и произвольность в применении речевых средств.

Придерживаясь этой точки зрения, Е. И. Матецкая полагает, что оптимальным условием обучения является «речевая» игра. Такой вид игры обладает следующими характеристиками: наличие обучающей задачи (она определяется речевым кругом умений и навыков, которые предусмотрены для данного этапа обучения); построение на языковом материале (минимум, отобранный для данного этапа обучения); включение мотивов, цели, обстановки, стимулов, ролей, которые побуждают ребенка к речевому акту; правильное соотношение речевых и неречевых действий; наличие наиболее характерных особенностей, присущих играм (игрового замысла, игровых действий, правил, ролей).

Орлянская Р. Р. считает, что компонентами речи являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развертывание синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывание других лиц.

По ее мнению, условия развития речи :

1) общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;

2) умение преодолевать скованность, застенчивость;

3) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Однако различия в психофизиологическом развитии детей обуславливают несоответствия названным условиям. Помехами речевой активности могут стать неразвитость вышеназванных качеств; речевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на определенном уровне системой языка, наличие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.

Анализ перечисленных проблем позволяет сделать вывод об особых требованиях к организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие речи, и о необходимости поиска новых путей и средств развития речи. Актуальность данной темы обусловлена ее теоретическим значением в соответствии с непосредственным запросом практики.

В ходе коррекционного воздействия необходим комплекс игровых приёмов, повышающих мотивацию к речевому общению детей и направленных на :

- актуализацию уже сложившихся у детей ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддерживать;

- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей, и появление новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

- коррекцию дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего негативного отношения ребёнка к речевому общению.

Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Работа строится с учетом общедидактических и специфических принципов. В работе с детьми реализуются общедидактические принципы: научность, доступность, систематичность и системность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Помимо общедидактических принципов в работе реализуются специфические принципы, которые обусловлены особенностями развития дошкольников, а также характером содержания работы с ними: генетический принцип (предполагающий учет последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, принцип коррекционной направленности воспитания и обучения (его реализация осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку, учет структуры и выраженности нарушений, определение потенциальных возможностей ребенка, принцип развивающего обучения, деятельностный принцип, принцип учета степени выраженности и структуры нарушения, принцип формирования речевого общения (формирование у детей потребности в речевом общении, овладением ими необходимыми речевыми средствами, создание речевой среды, обеспечивающей возможности речевой практики в различных условиях; формирование разных форм речи, в первую очередь устной) .

Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

Задачи и содержание работы по активизации монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания. Дети составляют рассказы - описания, рассказы-повествования, рассказы-рассуждения. Дети составляют рассказы по игрушкам и предметам, по картине, из опыта, творческие рассказы. Активно используются различные виды пересказа.

Большее внимание уделяется использованию продуктивных методов, которые предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

На занятиях педагог использует различные приемы работы. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда педагог может его использовать и после речи детей - для сравнения и коррекции. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, педагог сопровождает его пояснениями, указаниями.

Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата.

Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка имеет не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) - «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями - «почему? зачем? чем похожи?». Используются и вспомогательные вопросы (наводящие и подсказывающие).

Из наглядных приемов с целью активизации речи педагог широко использует показ иллюстративного материала.

На занятии используется большое количество игровых приемов. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Занятия по изодеятельности проводятся один раз в неделю, в первую половину дня, занятие имеет четкую структуру. В ней выделяют три части - вводную, основную и заключительную. Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста, актуализируется речевой материал. В основной части решаются задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. Цель заключительной части занятия - закрепить и обобщить знания, закрепить умения (связано с решением задач по изодеятельности, и с решением задач по активизации связной речи).

Задачи по активизации речи педагог решает на разных этапах занятия. Большое значение имеет предварительная подготовка к занятию. Педагог определяет его задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. На этапе подготовки воспитатель и логопед определяют задачи по развитию связной монологической речи, подбирают речевой материал, методы, приемы. Продумывается структура и ход занятия, готовится соответствующий материал, оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям, индивидуальное задания, поручения.

Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Не все дети умеют заниматься в коллективе. Некоторые дети не относят к себе речь, обращенную ко всей группе, не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В таких случаях требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Постепенно усложняется речевая активность детей : используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста и т. д.

Психолого-педагогическая работа по развитию речи должна быть организована с учетом следующих принципиальных положений:

1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. На основе учета актуальных потребностей ребенка, уровня его развития и познавательных потребностей определяются условия для стимуляции и расширения выявленных интересов детей.

2. Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации. В ходе игры или занятия предполагается учет индивидуально-личностных потребностей каждого ребенка и проявление самостоятельности в выборе содержания материала.

3. Включение детей в различные формы организации деятельности, общение со взрослым. Создание доверительной обстановки, внимания со стороны взрослого к любым речевым проявлениям детей.

4. Принцип обеспечения успеха организуемой речевой деятельности. Формирование эмоционально – положительного отношения к речевой деятельности.

5. Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым. Стимуляция речевой активности детей, при нейтрализации речевой активности взрослого.

Опираясь на выше указанные принципы, можно сделать вывод о том, что работа по развитию речи будет включать следующие направления:

1. Активизация речевой деятельности через создание коррекционно-развивающей среды.

2. Активизация компонентов речевой деятельности.

3. Активизация речевой деятельности через использование различных видов наглядности.

Реализация первого направления осуществляется в следующей последовательности:

- использование приемов, способствующих развитию активизации языкового оформления высказывания (занимательные примеры; познавательные игры; необычные формы преподнесения материала; оценочные действия детей; задания предполагающие инструкции и правила; упражнения на постановку ребенка в ситуацию выбора);

- формирование семантических связей – информационных моделей, в виде понятий и отношений, которые помогают строить и структурировать развернутое логическое высказывание;

- использование специальных заданий и упражнений, направленных на создание речеактивизирующих ситуаций, которые соединяют в себе игровую, коммуникативную, познавательную мотивацию;

- создание условий для сенсомоторного уровня речи (речедвигательные упражнения, включающие задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики в сочетании с речью) [17, c. 35].

Следует создавать все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая направлена на коррекцию речевого развития. При выполнении доступных по сложности и объему заданий необходимо предоставить детям достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала, который служит «строительным материалом» для развития их речевой активности.

Работа по реализации второго направления (активизация компонентов речевой деятельности) включает в себя большое количество словесных игр, цель которых - обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.

Удачным решением поставленных задач было применение моделей - схем, которые в наглядно-образной форме позволяют ребенку моделировать его игровую сопроводительную речь, способствуют более прочному усвоению детьми на практике отдельных синтаксических операций. Наглядные схемы помогают детям в поиске новых слов в определенном лексико-семантическом поле.

В процессе работы над формированием структуры предложения, учитываются этапы формирования умственных действий, выделенные П. Я. Гальпериным (формирование действия во внешнем, в речевом, во внутреннем планах). При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Применение таких схем позволяет реализовать принципы перспективной направленности и комплексного использования предметов среды на занятиях по формированию умений описывать предмет.

Дети не только получают информацию о предмете, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность. Для развития у детей потребности в реализации своих речевых умений с помощью активного речевого высказывания необходим подбор методов и приёмов, лексико-грамматического материала, знакомого детям, для формирования у них речевых действий.

Структурируя вышеизложенные данные можно выделить ряд задач, которыми следует руководствоваться педагогу при предъявлении детям заданий по развитию речи :

- научить ребенка осмысленно отвечать на поставленный вопрос, а не торопиться называть любое слово;

- объяснить, что необходимо мысленно представить объект, о котором идет речь, описать его, лишь только в случае затруднения показать картинку с изображением предмета;

- предоставить возможность выбора правильного ответа из ряда предложенных (для того чтобы при переносе знакомого задания в новые условия и повышения уровня сложности задачи, ребенок мог сделать правильный выбор ответа);

- подбирать задания по принципу «от простого к сложному», то есть от тех заданий, ответы на которые известны детям, как шаблон, до заданий, при выполнении которых выбор ответов значительно богаче и требует полного представления о предмете и осознанной мотивации ответа.

Наиболее содержательными приёмами, позволяющими успешно достичь положительных результатов при реализации третьего направления (активизация речи через театрально игровую деятельность, можно назвать следующие:

- моделирование проблемных и игровых ситуаций;

- сказкотерапия с использованием логических задач на стимулирование речевой активности;

- чтение текстов от лица героя, по заранее подготовленному сценарию;

- сценки-диалоги с динамичным развитием;

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Продуктивная деятельность детей подготовительной группы к празднику Великой Светлой ПасхиПродуктивная деятельность детей подготовительной группы к празднику Великой Светлой Пасхи К наступающему праздникуСветлой Пасхимы начали готовиться заблаговременно. Рассматривали открытки, беседовали об истории возникновения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивная деятельность как средство развития речи детей подготовительной к школе группе
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 14:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивная деятельность как средство развития речи детей подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Королева Валентина Петровна (УИ 390974) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД