Алена Афонина
Продолжение карты индивидуального развития (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Величина
умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета
по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг
к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные
(длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной
Публикация «Продолжение карты индивидуального развития (средняя группа)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводитьв активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже,
эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Форма.
Развитие представление детей о геометрических фигурах:
круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, выделять
особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость,
подвижность и др.).
Формирование представления о том, что фигуры могут быть разных
размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Умение соотносить форму предметов с известными геометрическими
фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве.
умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Ориентировка во времени
Ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер
Итого
2.4 Ознакомление с миром природы
Имеет представление о растениях и животных.
Знает домашних животных и их детенышей, особенности их поведения и питания
Имеет представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Узнат лягушку.
Наблюдает за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливает их зимой.
Имеет представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.)
Может отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др., фрукты (яблоко, груша, персики и др., ягоды (малина, смородина и др.)
Знаком с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).
Знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.). Имеет представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Знаком с характерными особенностями следующих друг за другом временами года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей
Имеет представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается, песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится, снега (холодный, белый, от тепла — тает).
Умеет понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.)
Знаком с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со
способами ухода за ними.
Имеет представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик
и др., овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах
(малина, смородина, крыжовник и др., грибах (маслята, опята, сыро-
ежки и др.).
Знакомство детей с представителями класса пресмыкающихся (ящери-
ца, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы
продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить;
ящерица очень быстро бегает).
Итого
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основные цели и задачи
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи —диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Показатели развития Фамилия, имя, возраст ребенка
3.1 «Развитие речи»
Развивающая речевая среда
н к
Умение общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.
Навык обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста», «Предложите: „Хотите посмотреть.», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?»)
Умение в быту посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй мне перевезти кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой»)
Умение самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Умение слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
Формирование словаря.
Называть особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая)
Называть названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет и его оттенки, форма, размер)
Различать и называть некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму)
Различать и называть местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом)
Различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка).
Понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.);
Называть части суток (утро, день, вечер, ночь);
Называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты
Умение детей определять и называть местоположение пред-
мета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. умение заменять
часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там,
туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять
слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные,
глаголы, наречия, предлоги.
Звуковая культура речи
Умение правильно произносить
гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,
шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный ап-
Развитие моторики речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания, артикуляция звуков
Навык применения правильного темпа речи, интонационной выразительности.
Умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями
Развитие фонематического слуха: умение различать на слух и называть
слова, начинающиеся на определенный звук.
Грамматический строй речи
Формирование у детей умение
согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги
в речи; образовывать форму множественного числа существительных,
обозначающих детенышей животных (по аналогии, употреблять эти су-
ществительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят,
медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного
числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята);.
Употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
Умение получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств
Составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»)
Связная речь
Совершенствование диалогической речи: учить участво-
вать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Умение вступать в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Умение говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе)
Потребность делиться своими впечатлениями с н23 воспитателями и родителями
Умение доброжелательно общаться друг с другом.
Итого
3.2 Художественная литература
Слушать знакомые, любимые художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы
Умение слушать новые сказки, рассказы, стихи
Умение следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Объяснять поступки персонажей и последствия этих поступков
Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, умение договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы
Умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок
Умение читать наизусть потешки и небольшие стихотворения
Сформированность интереса к книгам. Умение рассматривать иллюстрации
Итого
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Основные цели и задачи
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкально-художественная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Показатели развития Фамилия, имя, возраст ребенка
4.1. Приобщение к искусству
Умение выделять и называть основные средства выразительности (цвет,форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности. н к
Развитие эстетических чувств, художественного восприятия, возникновение положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Восприятие произведений искусства.
Умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература, песни, танцы, музыка, картина (репродукция, скульптура (изобразительное искусство, здание и соооружение (архитектура).
Желание посещать кукольный театр, выставки детских работ и т. д
Знакомство с произведениями народного искусства (потешки, сказки,
загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-при-
кладного искусства).
4.2 Изобразительная деятельность
Развитие эстетического восприятия; умение обращать внимание на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости
Сформированность интереса к занятиям изобразительной деятельностью.
Умение в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
Умение обследовать предметы движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
Умение эмоционально откликаться на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Итого
Рисование.
Умение передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся
на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).
знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).
Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Наличие навыка ритмичного нанесения линий, штрихов, пятен, мазков (опадают
с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица»,
«дождик, дождик, кап, кап, кап.»).
Умение изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски,ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.).
умение создавать несложные сюжетные композиции,
повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, нева-
ляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п.
(в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).
Учить располагать изображения по всему листу.
Умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап.»)
Умение изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.)
Умение изображать предметы разной формы (округлая, прямоугольная) и предметы, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.)
Умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).
Умение располагать изображения по всему листу
Итого
Лепка
Наличие представлений о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
Умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Умение украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Умение аккуратно пользоваться глиной, класть н28 комочки и вылепленные предметы на дощечку
Умение лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.).
Умение объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.)
Итого
Аппликация
Формирование интереса к этому виду деятельности.
Умение предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем, и наклеивать их
Умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Навыки аккуратной работы
Умение создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.
Знание формы предметов и их цвета. Развитие чувство ритма.
Итого
4.3 Конструктивно-модельная деятельность
Умение проводить простейший анализ созданных построек.
Умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание,
Использовать в постройках детали разного цвета
Умение располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота)
сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения
участка, поздравительная открытка, приклеивать к основной форме детали
(к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).
Наличие желания сооружать постройки по собственному замыслу.
Умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
Итого
4.4 Музыкально-художественная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Показатели развития Фамилия, имя, возраст ребенка
4.4 Музыкально-художественная деятельность
Движение
н к
Двигается ли с детьми, принимает ли участие в играх и плясках.
Принимает ли участие в играх, плясках, ритмично ли двигается.
Умение детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ста-
вить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять
простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно, подскоки.
Продолжать совершенствовать у детей навыки основных движений
самостоятельно меняет движения в соответствии с двух- и трех-
частной формой музыки.
Совершенствование у детей навыка основных движений
( ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий, стре-
мительный).
Пение
Принимает ли участие.
умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
Умение петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко
произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
Умение петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
самостоятельно сочиняет мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?»,
«Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
Чувство ритма
Умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках,
барабане, металлофоне.
Развитие танцевально-игрового творчества. Способствование раз-
витию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых уп-
ражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя
мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка,
сердитый волк и т. д.).
Слушание музыки
узнает ли музыкальные произведения,
может ли подобрать к ним картинку или игрушку
Итого