Анна Толкачева
Тематическое планирование «Игра как средство развития речи» Часть 4 (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
3. Содержание
3.1 Средняя группа
(4-5 лет)
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Название
игры Цель: Игровой материал Ход игры
I блок -
«Звуковая культура речи» «Найди место для своей картинки».
Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата.
Публикация «Тематическое планирование „Игра как средство развития речи“ Часть 4 (средняя группа)» размещена в разделах
Картинки Дети сидят за столами, воспитатель показывает им картинку, где изображен комар. Воспитатель говорит: «Как комар звенит? Слышно: з-з-з… Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен насос, и напоминает, как шар сдувается: с-с-с. Эту картинку я составлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать, и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет, звук З и С. Если услышите звук С, то её надо положить справа. Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочерёдно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию.
2 неделя
II блок – «Формирования словаря» «Покажи, как Федя сердится и как он радуется»
«Назови три слова»
Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата.
Активизация словаря
Воспитатель говорит детям, что, когда Федя недоволен, он надувает губы вот так (вытягивает сомкнутые губы вперед трубочкой, а когда Федя бывает доволен, он улыбается (растягивает губы, обнажая верхние и нижние передние зубы). Воспитатель: «А теперь я буду рассказывать про Федю. Когда он будет недоволен, вы надувайте губы (показывает как, а когда будет радоваться, вы улыбайтесь. Купила мама Феде машину. Доволен Федя, улыбается. Вышел он с машиной гулять, а на улице дождь идет, что ему делать, не знает. Надул он губы. В это время вышел Петя. Обрадовался ему Федя, улыбнулся. Попросил Петя у Феди покатать ere машину. Жалко стало Феде машину, надул он губы. А здесь и тучки разбежались, выглянуло солнышко. Улыбнулся Федя и говорит Пете: «Пойдем вместе играть с машиной».
Методические указания. Следить, чтобы дети без напряжения растягивали губы в улыбке и обнажали передние зубы. При вытягивании губ вперед они должны быть сомкнуты.
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
• Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
• Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? и т. д.
«Кто кем был или что чем было»
Активизация словаря, развитие внимания Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
3 неделя
III блок – «Развитие грамматического строя речи» «Найди ошибку»
Развивать речевую активность детей.
Учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Игрушка Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
«Доскажи слово»
Учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша.
Ро-ро-ро — у нас новое вед.
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.
Ре-ре-ре — стоит дом на го.
Ри-ри-ри — на ветках снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш само.
Ры-ры-ры — детей много у го.
4 неделя
IV блок – «Развитие связной речи» «Что ты любишь?»
Формировать навык построения связного высказывания Картинки фруктов У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т. д.
Упражнение усложняется ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».
Упражнение «Из чего – какой?» Картинки Какой это сок (варенье, пирог, компот? (Яблочный пирог. Сливовое варенье и т. д.)
ОКТЯБРЬ
1 неделя
I блок -
Звуковая культура речи «На прогулку» Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата Воспитатель, обращаясь к детям: «Наш язычок решил погулять. Открыл он свой дом (открывает рот, посмотрел сначала направо, потом налево, опять направо, опять налево, видит, никого нет, и решил лечь на забор и погреться на солнышке (кладет широкий язык на нижние зубы)». Все это время дети подражают действиям педагога.
«Насос». Воспитатель говорит: «Решили дети покататься на велосипедах, а у них спущены шины, весь воздух вышел. Взяли они насосы и стали накачивать шины. Воздух выходит из насоса и свистит: сссс., сссс. Накачаем все вместе шины». Дети имитируют движения, вместе с воспитателем длительно произносят звук с.
Методические указания. Следить, чтобы дети произносили звук с четко, правильно, длительно.
2 неделя
II блок – «Формирования словаря» «Кто кем хочет стать?»
Употребление трудных форм глагола Сюжетные картинки Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
«Сравни предметы»
На развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств.
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.
Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».
Ребёнок: «У меня рабочий фартук».
Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».
Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».
Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».
Ребёнок: «А мой — красной лентой».
Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».
Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».
Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».
Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».
Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».
Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».
3 неделя
III блок – «Развитие грамматического строя речи» Игра с мячом: «Вчера — завтра»
Употребление существительных в творительном падеже;
- Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.
Мяч Вчера я работал, а завтра — … (буду работать)
Вчера я строил, а завтра — … (буду строить)
Вчера я шил, а завтра -(буду шить)
Вчера я стирал, а завтра — … (буду стирать)
Вчера я продавал, а завтра — (буду продавать)
Вчера я красил, а завтра — … (буду красить)
«Посчитай цветы»
Мяч Воспитатель предлагает детям посчитать цветы по очереди, кидая в руки друг другу мяч.
Количество посчитанных цветов зависит от уровня знаний ребёнка.
Образец: Растёт одна белая ромашка – растут две белых ромашки …
Радуемся одной белой ромашки – двум белым ромашкам …
Сорвали одну белую ромашку – сорвали две белых ромашки …
Нет одной белой ромашки – нет двух белых ромашек …
Вспомню об одной белой ромашке – вспомню о двух белых ромашках …
Таким же образом можно посчитать и другие цветы.
4 неделя
IV блок – «Развитие связной речи» «Составь предложение».
Картинки с изображением фруктов. На доске – три картинки с изображением фруктов. Воспитатель задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу» и т. д.
«Четвертый лишний»
Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. На игровом поле – картинки или ваза с фруктами. Воспитатель спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что это овощ» и т. д.
НОЯБРЬ
1 неделя I блок -
Звуковая культура речи «Знаешь ли ты?» Закрепить правильное произношение звука с в словах, развивать фонематический слух, добиваться четкого произнесения слов согласно литературным нормам произношения. У детей по этой теме имеются картинки с изображением самоката, санок, самолета, коляски, автобуса, троллейбуса и т. д Воспитатель: «Дети, я задам вам несколько вопросов, а помогут ответить на них картинки, которые лежат у каждого на столе. Тот, кто найдет правильный ответ на мой вопрос, выйдет и четко назовет предмет, изображенный на картинке». Далее следуют вопросы: «На чем можно ездить?»
«Что есть в магазине?» (Сахар, сок, сыр, весы, колбаса, масло, капуста, мясои т. д.)
«Кто живет в зоопарке?» (Сова, сом, суслик, слон, собака, лиса, аист и т. д.)
После того как дети правильно назовут предметы и животных, изображенных на картинках, воспитатель спрашивает, какой звук повторяется во всех этих словах.
Методические указания. Следить за четким произнесением слов, за правильным произнесением звука с в словах. Если дети затрудняются определить звук с в словах, воспитатель сам называет несколько слов, голосом выделяя в них звук с
«Летят снежинки».
Детям раздаются «снежинки» — небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети, изображая ветер, спокойно дуют на «снежинки».
Методические указания. Следить, чтобы дети дули плавно и длительно, не надувая щек.
2 неделя
II блок – «Формирования словаря» «Кому угощение?» Употребление трудных форм существительных Картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
«Чудесный мешочек" Развивать словарь, закрепить названия предметов. Мешочек, разные предметы по форме и величине Перед игрой ребенка знакомят с предметами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» предметы, называет их. Затем он отвечает на вопросы педагога о цвете, форме, величине овощей.
3 неделя
III блок – «Развитие грамматического строя речи» «Волшебный платочек» Различение значений и употребление предлогов Для игры Вам понадобится платочек и различные игрушки. Воспитатель сначала называет игрушку, затем накрывает её (или их) платком. Например: «Вот машина (накрывает платком, нет машины». Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки. Воспитателю необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.
«Уберём игрушки вместе» Игрушки Воспитатель предлагает ребёнку убрать игрушки на свои места и проговаривать выполняемое действие. Например: «Машину я поставлю в гараж. Куклу посажу за стол и т. д.»
Можно соревноваться, кто больше уберёт игрушек.
4 неделя
IV блок – «Развитие связной речи» Рассказ-описание «Лимон»
Игрушка-лимон «Лимон – это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».
«Осень»
Рассмотреть вместе с детьми картинки. Вспомнить названия каждого времени года. Уточнить последовательность смены времен года. Спросить детей, знают ли они, какое время года сейчас? Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью. Рассказать детям об осенних изменениях в природе
ДЕКАБРЬ
1 неделяI блок -
Звуковая культура речи «Почтальон».
Звук с Сюжетные картинки Почтальон раздает детям сюжетные картинки. Каждый ребенок, получив картинку (показывает ее остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Например, используется набор таких картинок: в саду стоит скамейка, самолет летит высоко над лесом, собака ест суп и т. д.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили фразы четко, громко, на одном выдохе.
Речевой материал для этого вида занятий
Скороговорки
У Сани сани едут сами.
У Сани сом с усами. Саня в лесу поймал лису.
Чистоговорки
са-са-са — вот идет лиса, Л
со-со - лиса катит колесо,
сы-сs-сы-хвост красивый у лисы,
су-су-су"-видел я в лесу лису.
(используется по усмотрению воспитателя)
Загадки
В воде купался, сухим остался. (Гусь.)
Кто не лает, не кусает,
А в дом не пускает? (Замок.)
Стихотворение
Песенка машиниста
Спят ли волки? Спят. Спят.
Спят ли пчелки? Спят. Спят.
Спят ли птички? Спят. Спят.
А лисички? Спят. Спят.
А все дети? Спят. Спят.
Все на свете Спят. Спят.
Только я и паровоз —
Мы не спим,
Мы не спим,
И летит до самых звезд
К небу дым,
К небу дым. (А. Введенский.)
«Вкусное варенье».
Звук ж Выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата. Отработка длительного, плавного ротового выдоха. Воспитатель: «Ела Маша клубничное варенье и испачкала верхнюю губу. Маша вот так (показывает как) широким языком слизала варенье с верхней губы». Затем он предлагает детям слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка сделать движения сверху вниз, как бы облизывая верхнюю губу.
Методические указания. Следить, чтобы дети делали движения языком не из стороны в сторону, а сверху вниз. Язык при этом должен быть широким.
2 неделя
II блок – «Формирования словаря» «Вот так грибок!» Картинка или игрушка грибка Воспитатель напоминает детям, что у гриба есть ножка и шляпка. Шляпка широкая, а ножки бывают разные. Потом предлагает детям сделать язычок, как грибок. Для этого надо его поднять я прижать спинкой кверху, тогда хороню будет видна тоненькая ножка (подъязычная уздечка).
Методические указания. Чтобы у детей правильно получался грибок, педагог просит их улыбнуться, приоткрыть рот и приклеить язычок к нёбу. Если у некоторых детей это не получается, следует предложить им сначала пощелкать язычком, а потом задержать его наверху.
«Скажи что-нибудь о картинке». Закрепить правильное произношение звука ж во фразовой речи, добиваться четкого, выразительного и достаточно громкого произнесения слов и фраз. Детям раздаются картинки с изображением предметов, в названии которых имеется звук ж. Каждый должен что-нибудь рассказать о своей картинке. Например, о картинке, на которой нарисован жук, дети могут сказать: «Жук жужжит»; о картинке, где изображено катание на лыжах: «Женя катается на лыжах» и т. д.
Методические указания. После того как ребенок скажет фразу о своей картинке, можно предложить другим детям сказать об этом предмете что-нибудь еще.
Речевой материал, который используется для закрепления звука фразовой речи (включается в занятие по усмотрению воспитателя)
Чистоговорки
жи-жи-жи — живут в лесу ежи,
жа-жа-жа — я нашел ежа,
жу-жу-жу — молоко даю ежу.
Скороговорки
У ежа ежата, у ужа ужата.
У Жени жили ужи и ежи.
Загадка
Иголки лежали, лежали
Да под стол побежали.
Стихотворения
Флажок
Праздник, праздник у ворот!
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой Дружок —
Красный маленький флажок. (Е. Серова.)
Подснежник
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок. (А. Майков.)
Сверло
Если видишь —я кружусь,
Это значит —я тружусь,
А кружиться перестало
Это значит — я устало. (В. Лифшиц.)
3 неделя
III блок – «Развитие грамматического строя речи» Дидактическая игра «Подбери родственные слова» Упражнять в образовании родственных слов. Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .
Мороз – морозный, морозить, замораживать … .
Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .
«Подбери признак к предмету» Учить согласовывать прилагательные с существительными. Солнце (какое) - …
Лед (какой) - …
Мороз (какой) - … .
4 неделя
IV блок – «Развитие связной речи» Упражнение «Скажи наоборот» Закончи предложения. Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой —.
Летом день длинный, а зимой —.
Летом солнце яркое, а зимой —.
Весной лед на реке тонкий, а зимой —.
Снег мягкий, а лед —.
Одни сосульки длинные, а другие —.
«Подбирай, называй, запоминай» Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий).
Зима (какая) — холодная, снежная, морозная, долгая.
Снег (какой) —.
Снежинки (какие) —.
Лед (какой) —.
Погода (какая) —.
Снежинки зимой (что делают) — падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.
Лед на солнце (что делает) —.
Мороз (что делает) —.
Дети на зимней прогулке (что делают) —.
Метель (что делает) —.
ЯНВАРЬ
1 неделя I блок -
Звуковая культура речи «Качели»
Звук л Вырабатывать четкое и правильное движение и положение органов артикуляционного аппарата, развивать громкость голоса. Ребята вспоминают, как качаются на качелях. Потом им предлагают «покачать на качелях» язык. При этом рот приоткрывается, широкий язык (по указанию воспитателя—«вниз») опускается за нижние зубы, затем (по указанию воспитателя — «вверх») поднимается за верхние зубы.
Методические указания. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а движения вверх и вниз выполнялись только языком, губы— в улыбке, зубы обнажены.
«Болтушка». Воспитатель, показывая детям картинку с изображением индюка, говорит: «Когда индюк сердится, он делает так» (делает движение языком по верхней губе и произносит звуки бл, бл). Затем предлагает детям показать, как индюк «болбочет». Дети производят сначала медленные движения широким языком по верхней губе вперед и назад. Затем постепенно темп движения убыстряется и добавляется голос, пока не послышатся звуки бл, бл.
Методические указания. Следить, чтобы дети не открывали рот слишком широко, чтобы движения широким языком производились вперед и назад, а не из стороны в сторону.
2 неделя
II блок – «Формирования словаря» «Назови три слова» Активизация словаря Дети становятся в шеренгу. Педагог каждому участнику по очереди задаёт вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
•Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
•Что можно варить?
Что можно читать?
Чем можно рисовать?
Что может летать?
Что может плавать?
Что (кто) может скакать? И т. д.
«Мяч бросай и слова называй» Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Мяч Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Воспитатель: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Воспитатель: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Воспитатель: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Воспитатель: - Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.
3 неделя
III блок – «Развитие грамматического строя речи» «Подбери предмет к признаку» Учить согласовывать прилагательные с существительными. Снежный – ком, …
Снежная - …
Снежные – заносы, …
Снежное – поле, … .
«Образуй слова» Упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Мяч Гвоздь из железа. Железный гвоздь.
Доска из дерева. Деревянная доска.
Ножницы из металла. Металлические ножницы.
Сапоги из резины. Резиновые сапоги.
Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.
Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.
Горшок из глины. Глиняный горшок.
Стакан из стекла. Стеклянный стакан.
Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.
4 неделя
IV блок – «Развитие связной речи» Упражнение «Помоги Тане» Выбери зимнюю одежду, обувь, головные уборы. Расскажи, что ты одеваешь зимой.
«Исправь ошибку» У стула — крышка;
у телевизора — спинка;
у дивана — экран;
у шкафа — подлокотник и т. д.
ФЕВРАЛЬ
1 неделяI блок -
Звуковая культура речи «Погудим, как самолет» Воспитатель говорит детям: «Когда самолет летит высоко, то его не видно, а только слышно, как он гудит» (длительно, на низких нотах произносит звук л). Затем предлагает погудеть сначала всем детям вместе, а потом по подгруппам.
Методические указания. Воспитатель просит подражать гудению самолета сначала тех детей, которые; правильно произносят звук л, а затем (по одному, по два) тех, которые произносят его еще недостаточно четко. При этом он следит, чтобы язык прижимался плотно к нёбу за верхние зубы.
«Кто внимательный?» Воспитатель предлагает детям внимательно слушать слова, которые он будет произносить, и в тех случаях, когда они услышат звукл (как гудит самолет, поднимать картинку с изображением самолета (или просто руку). Он называет ряд слов, в которых имеется или отсутствует звук л: лопата, шапка, вилка, белка, стол, чайник, корова, платье, ручка и т. д.
Методические указания. Если дети затрудняются Определить и выделить слова, в которых имеется звук л, воспитатель выделяет этот звук голосом, т. е. произносит его более длительно.
2 неделя
II блок – «Формирования словаря» «Назови части предмета» Обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части. Картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и предлагает назвать детей:
I вариант: дети по очереди называют части предметов.
II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.
«Кто больше действий назовет?» Воспитатель предлагает детям картинки. Педагог предлагает детям подобрать к этим картинкам действия (что может делать самолет – летать, гудеть, возить, поднимается; солнце – светит, греет, восходить, вращается и т. д.)
3 неделя
III блок – «Развитие грамматического строя речи» «Назови, какой» Упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей иен существительных. Почтальон принес письмо (кому) – маме, сестре … .
Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку … .
Чего не стало в почтовом ящике? Газеты, журнала … .
«Кем ты будешь?» Упражнять в употреблении глаголов будущего времени.
Я буду строителем, построю дом.
Я буду … .
4 неделя
IV блок – «Развитие связной речи» Упражнение «Поможем Тане и Ване одеться Составь предложения по образцу: «Это Ванины брюки. Это Танина юбка».
Одежда Покажи и назови детали своей одежды (воротник, манжеты, брючину, рукав, карманы и т. д.).