Айталина Илларионова
Процесс работы с детьми ОВЗ в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс работы с детьми ОВЗ в дошкольном учреждении
В настоящее время увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, у которых имеются различные отклонения психо-физического плана.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья, которых препятствует к обучению образовательным программам вне специальных условий сферы обучения и воспитания.
Виды ОВЗ
В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов.
Публикация «Процесс работы с детьми ОВЗ в дошкольном учреждении» размещена в разделах
1) Нарушения психических процессов - восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоции.
2) Нарушения в сенсорных функциях - зрение, слух, обоняние и осязание.
3) Нарушения функций - дыхания, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.
Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении
Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень труден для ребенка, родителей и педагогического состава. Главной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе. Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них раздвинуть общения, игрового пространства.
Дети с ограниченными возможностями имеют право развиваться вместе со сверстниками, начиная самого раннего возраста. Недостаток группового взаимодействия отрицательно влияет на развитие детей-инвалидов. В специализированных учреждениях прививают нормы поведения, воспитатели помогают справиться с гиперактивностью, эмоциональной зажатостью или напряжением. Малыши обучаются вместе со специалистами по индивидуально программе, которая включает развивающие упражнения, игры, физическую нагрузку.
Мы можем выделить следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:
• Социализация в ДОУ
• Сенсорное развитие.
• Моторное развитие.
• Развитие речи и коммуникации.
• Развитие познавательной деятельности.
• Развитие игровой деятельности.
• Формирование бытовых навыков.
• Взаимодействие с родителями.
Рассмотрим некоторые наиболее важные элементы этой деятельности:
Социализация в ДОУ
Дети с ограниченными возможностями должны больше общаться со сверстниками, чтобы они могли приобрести общепринятые нормы поведения, необходимые для дальнейшей жизни.
Главной задачей, которая стоит перед педагогическим коллективом при социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в единой группе дошкольного учреждения.
Этапы социализации:
- Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - привить ребенку положительную установку на посещение детского сада и мотивировать его активное включение в коррекционно- развивающий процесс.
- Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры, диалога.
В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую мы воспитатели должны ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему дружеских отношений по средствам игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности.
Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Нам необходимо уделить внимание на режимные моменты: прием пищи, различные упражнения на релаксацию (дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, звуковые эффекты и музыка).
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: цвет, форма, величина, положения в пространстве, запах, вкус и т. п.
Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов и нарушением восприятия. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и речи. Преодолевается использованием сенсорных игр, расширением практической деятельности.
Моторное развитие
Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи, различают крупную и мелкую моторику. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
У детей с ОВЗ часто возникают трудности с комплексом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.
При составлении плана работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на развитие способностей чувствовать положение тела, положение мышц, даже не используя зрение, которая, в свою очередь, связана с развитием координации и равновесия.
Развитие познавательной деятельности
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающего мира с помощью внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию информации. Дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую, внимание неустойчивое и рассеянное. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллекта у детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля. Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления.
Целесообразно опираться на закрепление телесных навыков, также эмоций, памяти, восприятия процессов саморегуляции и речи. В планировании работы включаются игры и задания на внимание и память, ориентироваться в пространстве. Одним из эффективных средств развития является дидактические игры, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. В качестве игрового материала могут использоваться: пословицы, поговорки, скороговорки; задачи – шутки; загадки, ребусы; нахождение сходств и отличий между несколькими предметами.
Развитие коммуникации и речи
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида: нарушение звукопроизношения, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха.
При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать, что часто встречаются: ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации, с одной стороны, и оторвана от деятельности – с другой стороны, наблюдаются аморфные слова и жесты, односложные ответы «да», «нет». Работу по речевому развитию легче осуществлять в совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка.
Игровая деятельность
В игре у детей развивается крупная и мелкая моторика, правильное звукопроизношение, обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.
Значительная часть детей с ОВЗ не имеют потребности в игре, плохо играют, не общаются. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.
В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера как объект, показывая отдельные действия по игре. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе и вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и в общеколлективные игры приоритетная задача.
Работа по развитию индивидуальных способностей ведется поэтапно: первый этап – индивидуальный, второй – парный, групповой- коллективный.
Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками
У детей с ОВЗ часто неразвиты навыки пользования горшком, самостоятельно есть, одеваться и культуры поведения. Эти навыки можно тренировать как в повседневной жизни, так и в играх и упражнениях. Постепенно забота со стороны взрослых уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий.
Социализация детей затруднено. Они очень слабо владеют этическими нормами поведения в общении со сверстниками. Необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.
Процесс обучения по индивидуальному подходу для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе.
Основными принципами обучения являются:
• мотивирование к обучению и воспитанию;
• психологическая безопасность;
• помощь в приспособлении к окружающим условиям.
Работа с детьми с ОВЗ – очень кропотливая, не всегда заметная, она должна быть постоянной и, в итоге, принесет свои положительные результаты. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делаем, прежде всего, мы - воспитатели. Это создание психологической теплой атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на обучение, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь сверстников, обрести право на счастливое, полноценное детство.
При составлении индивидуальной работы с детьми с ОВЗ мы отталкивались от результатов «Диагностики педагогического процесса в группе дошкольной образовательной организации. В нашей группе присутствуют дети с нарушениями речи, задержкой психического развития. Кроме индивидуальных особенностей можно выявить и общие черты трудностей – это отставание социальной сферы и эмоционального развития. Все дети с ОВЗ занимаются по общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и по адаптированным программам у специалистов. Индивидуальная работа с такими детьми проводится в режимные моменты, во время свободной деятельности детей, а также в составе групповых занятий в течение всей недели. Содержание работы строится по всем пяти образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие. Работа выстраивается при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. При прочем равном внимании ко всем областям воспитателям особенно пристальное внимание приходится уделять познавательной сфере и социально-коммуникативной. Дети с ОВЗ часто имеют проблемы с речевым развитием, поэтому общение со сверстниками у них часто затруднено как на коммуникативном уровне, так и эмоциональном. Необходима тщательная работа по развитию положительных эмоций, а также овладению умения делать их понятными сверстникам, и затем выстраиванию эмоционально положительно окрашенного взаимодействия с другими ребятами. Реализация этой важной задачи возможна чаще всего при непосредственном общении и игровом взаимодействии детей с ОВЗ с другими ребятами.
Взаимодействие специалистов и родителей
Работа с семьей - особое направление в системе сопровождения детей с ОВЗ, так как семья – это первые помощники в процессе социализации ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь.
При работе с семьей необходимо формировать доверительное сотрудничество с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего ребенка.
Важно определить план работы специалистов с семьей:
1. Привлечение родителей к сотрудничеству и участию в организованных мероприятиях (совместные досуги, праздники, занятия).
2. Формирование психологической и педагогической грамотности: рекомендации печатных материалов по развитию конструктивного взаимодействия с «особым» ребенком: подборка игр и упражнений.
Формы работы с родителями: беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, участие в культурно-массовых мероприятиях и групповых праздниках. Подобные формы работы позволяют обратить внимание на успехи в социализации детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях.