Самсонова Евгения
Процесс адаптации детей в детском саду: от тревоги до гармонии
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация - это процесс приспособления, который основывается на инстинкте самосохранения. Этот инстинкт направлен на избегание ситуаций, представляющих угрозу или неблагоприятные условия для индивидуума. Для ребенка отрыв от семьи и помещение в незнакомую детскую среду с одним воспитателем является такой неблагоприятной ситуацией.
Задача воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) заключается в создании безопасной и комфортной среды для ребенка. Только ощущение безопасности позволяет ребенку выработать механизмы саморегуляции, которые способствуют его адаптации к новым условиям. Важно найти способы облегчить этот процесс для самых маленьких детей.
Публикация «Процесс адаптации детей в детском саду: от тревоги до гармонии» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Адаптация может протекать с различной степенью тяжести.
При тяжелой степени адаптации дети могут реагировать на смену обстановки нервными срывами, частыми и затяжными простудными заболеваниями, а также потерей ранее приобретенных знаний и навыков, что является наиболее неблагоприятным вариантом. В этом случае контакт с ребенком установить весьма сложно, зачастую это возможно только через родителей. Ребенок не задерживается на одной игрушке, не может развивать игровые действия, выглядит тревожным и замкнутым. Ребенок либо не реагирует на замечания и похвалы воспитателя, либо пугается и ищет поддержки у родителей.
Средняя степень адаптации характеризуется отсутствием нервных расстройств, но дети начинают часто болеть из-за обмена инфекциями. Болезни у таких детей обычно протекают без осложнений, что отличает этот тип адаптации от тяжелых случаев. Такие дети вступают в контакт, наблюдая за интересными действиями воспитателя или через телесные ощущения. Напряженность первых минут постепенно снижается, ребенок может сам инициировать контакт и развивать игровые действия. Дети адекватно реагируют на замечания и похвалы, иногда нарушая правила для экспериментирования.
Легкая адаптация - это наиболее благоприятная категория, в которую попадает почти половина детей. Эти дети посещают садик с минимальными потерями и зачастую с желанием. Изменения в их поведении кратковременны и незначительны, поэтому они болеют редко. Ребенок спокойно входит в группу и внимательно осматривается, прежде чем выбрать предмет для внимания. Он спокойно вступает в контакт с незнакомыми взрослыми, может сам попросить о помощи, и умеет занять себя, используя заменители предметов в игре. Настроение у таких детей бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются. Они придерживаются установленных правил поведения и корректируют свое поведение в ответ на замечания и похвалы. Ребенок также умеет играть рядом с другими детьми и проявляет к ним доброжелательность.