Татьяна Семина
Процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и новые взрослые. Все эти изменения не следуют один за другим, а обрушиваются на ребенка как «снежный ком», вызывая стрессовую ситуацию. Малышу необходимо «адаптироваться», т. е. приспособиться к этому «новому». Согласитесь, любой (даже самый здоровый) малыш в данной ситуации растеряется.
Публикация «Процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Адаптация - процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек – среда», то есть - особая форма отражения воздействия внешней и внутренней среды, установление динамического равновесия системы.
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.
Адаптация рассматривается на физиологическом, психологическом и социальном уровнях.
1. Физиологический уровень адаптации предполагает согласование жизненных ритмов ребенка в домашних условиях и режимных моментов в условиях детского сада.
2. Социально-психологический уровень адаптации предполагает приспособление ребенка к существованию в социуме, вхождение в новую систему взаимоотношений с другими людьми (взрослыми и детьми).
Уровни адаптации взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Их сочетание определяет интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма.
Выделено три фазы адаптационного процесса :
1. Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности
Темп развития убыстряется, в результате дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Дети адаптированы.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
-легкая адаптация : поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены. В период легкой адаптации заболеваний практически не возникает
- адаптация средней тяжести : все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней, эмоциональное состояние, отмечается значительное снижение двигательной активности. Все функциональные изменения выражены отчетливо. При этой степени адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции,
- тяжелая адаптация : значительная длительность (от двух до шести месяцев и больше) и тяжесть всех проявлений.
Ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Наблюдается расстройство сна, длительное снижение аппетита. Ребенок, как правило, упорно избегает контактов со сверстниками, проявляет к ним агрессию или стремится к уединению. Отношения с взрослыми избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей.
Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется при легкой и средней степени адаптации, посредством игровых сеансов, которые создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с родителями.
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволяют активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации и социализации детей в ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей.
Для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от нас - воспитателей, от нашего умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Современная педагогика предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.