Ирина Гладкова
Процедура заседания клуба для родителей «Семейный тур в детство» по теме «Кризис трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МДОУ Детский сад №33 «Звездочка»
село Александровское Ставропольского края
Педагог-психолог Гладкова Ирина Александровна
Процедура проведения родительского клуба «Семейный тур в «Детство».
Цель: Познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить педагогическую культуру родителей.
Публикация «Процедура заседания клуба для родителей „Семейный тур в детство“ по теме „Кризис трех лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
1. Ведущий открывает заседание клуба кратким вступительным словом, разъясняет цели и порядок совместных действий участников заседания.
Родители сидят за столами, разбившись на группы. Ведущий предлагает родителям изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет избирается каждым участником по желанию (цвет символизирует сиюминутное настроение). Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный. Ведущий задает родителям вопрос : «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?», а участники пишут либо имя, либо имя, отчество, либо уменьшительно-ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.
Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале заседания, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветовой методики А. Лутошкина.
Критерии оценки:
а) красный - восторженное настроение;
6) желтый - светлое, приятное;
в) оранжевый - радостное;
г) зеленый - спокойное;
д) фиолетовый - тревожное, напряженное;
е) черный -уныние, полное разочарование, упадок сил.
- Спасибо, что нашли время, чтобы поговорить на заданную тему. Надеюсь оправдать ваши надежды.
Сегодня наш разговор, в ходе которого мы постараемся разобраться в причинах проявления кризиса и особенностях этих неприятных нарушений поведения ребенка.
Представьте себе что Вы собираетесь на работу очень спешите, а Ваше любимое чадо начинает ни с того ни с сего капризничать, плакать, а то и биться в истерике. Вы хватаетесь за голову и не знаете, что предпринимать.
Дело в том, что в возрасте 2,5-3,5 лет психические функции ребенка претерпевают особые изменении. Этот период развития ребенка в психологии называют кризисом трех лет.
Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу», устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитали? Как заставить его быть послушным?». Далеко не каждый родитель знает, что кризис 3 лет - это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того, насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша. Поэтому проблема развития и воспитания детей 3-летнего возраста актуальна в условиям и дошкольного, и семейного воспитания. И требует ее совместного решения как со стороны педагога, так и со стороны родителя.
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс - это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы.
Симптомы кризиса З лет.
1. Ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили, при резкой форме негативизма ребенок отрицает все. Как только взрослый соглашается с ним, «мнение» ребенка может резко измениться на противоположное.
2. Упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал («Я хочу»).
3. Строптивость (кanризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).
4. Своеволие (ребенок все хочет делать сам).
5. Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
6. Обесценивание ребенком личности близких.
7. В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики.
Некоторые особенности проявления кризиса 3 лет.
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на 2,5-З года жизни.
-Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
-Девочки капризничают чаще мальчиков.
- В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых до 19 раз!
- Если дети по достижении 4 лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Почему ребенок капризничает? (презентация).
Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.
А) Капризы ребенка могут быть свидетельством того, что он заболел, но не может об этом сказать, потому что сам не понимает, что с ним происходит. Лишать ребенка родительской заботы и внимания нельзя. Главное - не переусердствовать.
Б)Малыш хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества.
Ситуация 1:Вике 4 года. Родители заметили, что в последнее время девочка стала капризной. Как только мама уходит из комнаты, чтобы заняться домашними делами, она начинала плакать. Родители пытались повлиять на нее словами: «Перестань хныкать! Ты уже большая девочка и умеешь играть одна». Вика отвечала; «Я не люблю одна. С тобой интереснее». Мама: «Если будешь продолжать, я запру тебя в комнате».
Каковы ваши действия в данной ситуации?
(Участники дискуссии сходятся на мнении, что можно не бросать домашние дела, а общаться с ребенком в процессе их выполнения) : Предложить ребенку участвовать в выбранном взрослым занятии. Пусть он вытрет пыль, если родители занимаются уборкой. Таким образом ребенок подключается к делам родителей, приобщаясь к миру взрослых. А параллельно с этим можно загадывать загадки, читать стихи, проговаривать то, чем занимаетесь, вводить в словарь ребенка новые слова.
В)Слезы у ребенка могут быть реакцией на родительский запрет. Малышу трудно понять, что значит «можно», а что значит «нельзя». Вы должны помочь ему разобраться в этом.
Ситуация 2
Родители, беспокоясь за ребенка, ограничивают его свободу. Отвели ему отдельную комнату и не разрешали ходить в другие места. Они даже запрещали ему бегать, потому что он мог упасть и удариться о батарею.
Но любопытный ребенок не смирился со сложившейся ситуацией и стремился в запрещенные места всякий раз, когда мама и папа отвлекались от его персоны. Родители пытались отвлечь его внимание от опасных предметов при помощи сладостей.
Сынишка очень скоро усвоил это и стал намеренно создавать подобные ситуации. Только его требования все возрастали: и плакал он все сильнее, и кричал громче.
В чем изначально родители были не правы?
(Комментарий психолога. Ребенок должен иметь возможность изучать мир. Успокоить плачущего ребенка можно, отвлекая внимание. Отвлечение надо «сыграть». И начинать только с себя, а ребенок тут должен быть как бы ни при чем. Для этого необходимо иметь «неожиданные пустяки» — какой-нибудь шарик, колечко, камушек.
Какие предметы дома могут стать «волшебными помощниками?» (Поищите, подумайте. Приведите примеры)
Г) Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным.
Ситуации 3. Владу 3,5 лет с усердием натягивает колготки. После долгих усилий колготки почти надеты- но. наизнанку. Мальчик, конечно, этого не замечает и продолжает натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню» быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки.
А каковы ваши действия в подобной ситуации?
Наберитесь терпения. Чтобы воспитать у малыша самостоятельность, родителям необходимо научиться отличать собственные интересы от желаний ребенка.
Д) Никакой причины, которая могла бы вызвать истерику, -нет, просто это выражение конфликта ребенка с самим собой.
4. Мы с вами постарались разобраться, что такое кризис трех лет, почему дети капризничают. Сейчас мы предлагаем вам организацию речевых игр во время кризисных ситуаций. (выступление логопеда).
5. Так же инструктор по физической культуре расскажет вам, как можно снять мышечное напряжение во время симптома кризиса.
Надо помнить, что условием правильного воспитания является единство требований к ребенку. Нельзя, чтобы один из родителей разрешал то, что запрещает другой.
6. Заключительный этап.
В качестве рекомендаций родителям раздаются памятки «Как преодолеть капризы».
7. Оценка. От участника к участнику передается клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, то этот человек делится своими впечатлениями о том, как он себя чувствовал в начале, в процессе и на завершающем этапе работы, высказывает свои пожелания.