Мария Обозова
Кризис трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке. Он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: первое яркое выражение своего «я», попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться многое делать самому и решать свои детские проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в жизни, выработать механизмы адаптации и гибкого поведения.
Публикация «Кризис трех лет» размещена в разделах
Родители, не пугайтесь остроты протекания кризиса. Яркое проявление ребенка в самоутверждении говорит о том, что в его психике складываются все возрастные новообразования для развития личности. И, наоборот, внешняя «бескапризность» может быть обманчивой, а также свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Не будем забывать, что каждое качество имеет и «обратную сторону медали». Ведь упрямство - эта крайняя степень проявления воли; капризность - демонстрация собственной значимости, проявление себя; эгоизм (в здоровом виде) - чувство собственного достоинства; агрессивность - крайняя форма самозащиты; замкнутость - форма проявления осторожности.
Вспомните, когда Ваш малыш впервые сказал: "Я сам!” Знайте: с этих слов начался новый этап развития его самосознания. Ребенок уже способен отделить себя и свои чувства от материнских и спешит проявить свою волю, ощутить свою индивидуальность. Основная задача ребенка на этом этапе — переход от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности, что и проявляется в его стремлении к экспериментированию и самоутверждению. При этом важна благожелательная поддержка детской активности со стороны взрослых. Запрещать нужно только то, что совершенно недопустимо, опасно, и нужно быть в этом твердыми и последовательными. Ребенок должен знать наверняка, что можно и чего нельзя. Это поможет ему самому ориентироваться в различных житейских ситуациях, а четкая организация режима будет способствовать развитию самоконтроля.
В этом возрасте ни в коем случае нельзя извлекать воспитательную пользу из чувств стыда и неуверенности ребенка, постоянно заостряя на них внимание, поскольку в результате у малыша возникнет вполне естественная реакция неприятия любого родительского вмешательства в его жизнь, и даже самые добрые родительские намерения будут наталкиваться на ребячье упрямство, а иногда и встречать агрессивный отпор.
Нужно заметить, что формирование положительного образа Я, развитие самостоятельности и воли снижают интенсивность тревог и опасностей, препятствуют появлению стойких страхов, агрессивных и истерических реакций.