Гульфия Камалтдинова
Проблемы проектирования в сопровождении инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы проектирования в сопровождении инклюзивного образования
Камалтдинова Г. И.
БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа
Научный руководитель
доцент, к. пед. н. З. Ф. Мубинова
ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Публикация «Проблемы проектирования в сопровождении инклюзивного образования» размещена в разделах
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях I-VIII видов.
Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и, на наш взгляд, более перспективного направления – инклюзии. Но необходимо отметить, что с процессом включения детей с ограниченными возможностями в развитии в массовые образовательные учреждения связано много сложностей, которые для нашей страны на данный момент являются непреодолимыми.
Одной из наиболее значимых и ещё пока не решённых проблем является проблема создания учебно-методических комплексов для успешного инклюзивного образования всех категорий детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений.
В «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» от 12 сентября 2008 года указывается, что к дошкольным образовательным учреждениям относятся наряду с детскими садами, реализующими основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности; детскими садами для детей раннего возраста; детскими садами для детей предшкольного возраста; детскими садами присмотра и оздоровления; детскими садами компенсирующего вида; детскими садами общеразвивающего вида; центрами развития ребёнка - дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида, которые реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании. Уже в данном положении чётко прорисовывается важный момент организации инклюзивного образования – это возможность осуществления сочетания различных вариантов работы с детьми.
В уже упомянутом положении так же отмечается, что «При приёме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы».
В понятие «инклюзия», как одно из важнейших условий организации данного процесса, заложено условие создания необходимой адаптированной образовательной среды. Данное Положение определяет создание специальных условий как основу оказания комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями в условиях различных дошкольных учреждений, и, на наш взгляд наиболее реально это осуществить в учреждениях комбинированного вида.
Итак, именно в дошкольных учреждениях комбинированного вида имеется возможность обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию особенных, различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит и квалифицированная медицинская помощь, психолого-педагогическая поддержка, коррекционное воздействие и многие другие структурные единицы воспитательно-образовательного процесса.
В дошкольных учреждениях комбинированного вида у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.
Вопросами проектирования в сопровождении инклюзивного образования занимались С. В. Алехина, Е. А. Екжанова, Н. В. Касицина, Е. Ю. Колесникова, Н. Н. Михайлова. Данные авторы выделяют базовые принципы, задачи, этапы проектирования. Рассмотрим базовые принципы:
комплексность,
непрерывность,
междисциплинарность,
приоритет интересов ребенка,
командный подход,
согласованная работа всех специалистов сопровождения - психолога, социального педагога, учителя-логопеда, дефектолога, медицинского работника и др.
Цель педагогического проектирования сопровождается обеспечением нормального развития ребенка, коррекция имеющихся недостатков, социализация ребёнка в коллективе сверстников.
Общими задачами педагогического проектирования являются :
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
- коррекция имеющихся недостатков в развитии [1, C.25].
Воспитатель начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:
выявление проблем в ходе массовой диагностики;
обращение родителей за консультациями;
обращение за консультациями педагогов, администрации детского дома, школы;
обращение в связи с возникшими у него проблемами самого ребенка;
обращения других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка;
обращения специалистов других социальных служб [1, C.26].
Рассматривая педагогическое проектирование в инклюзивном образовании, данные авторы выделяют несколько основных этапов.
Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Он начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализовать проблему, совместно оценить возможности ее решения.
Поисковый этап. Его цель - сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).
Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, составляют план действий по решению проблемы. После того как составлен план решения проблемы, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки его исполнения и возможность корректировки. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы.
Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение помощи по реализации плана решения желаемого результата.
Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем.
Таким образом, проектирование сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и комплексной технологией, особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Вышеперечисленные этапы проектирования могут способствовать организации целенаправленной, осознанной и продуктивной профессиональной деятельности в условии реальной практики становления инклюзивного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Екжанова Е. А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М. : Дрофа, 2008. – С. 286.
2. Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами / Е. А. Стребелева // Администратор образования. – 2008. – № 19. – С. 63-71.
3. Усова, А. В. Чтобы учение стало серьезным и успешным / А. В. Усова // Педагогика. – 2007. – № 4. – С. 30 – 3.