Приложение МААМ

Проблемы ориентировки во времени у дошкольников

Александра Золотенина
Проблемы ориентировки во времени у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

МБ ДОУ «Детский сад №43»

Авторы: Сапунова Надежда Викторовна, Григорян Нелли Варужановна

Проблемы ориентировки во времени у дошкольников

ков[/b]

Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. Ребенок живет, его организм определенным образом реагирует на течение времени : в известное время суток ему хочется есть, спать и т. д., но сам ребенок долго не воспринимает время.

Публикация «Проблемы ориентировки во времени у дошкольников» размещена в разделах

Даже тогда, когда настает пора садиться за стол, он не осознает, что его беспокойство, легкие капризы («Хочу пить!»; «Хочу мороженого!») и даже заявление: «Я не хочу есть!» - не что иное, как реакция организма на время обеда.

Время текуче, оно не имеет наглядной формы, с ним невозможно совершать действия - любые действия происходят во времени, а не со временем. У ребенка знакомство со временем может начаться только с усвоением обозначений и мер времени, выработанных людьми.

А эти обозначения и меры усвоить не так-то легко, поскольку они имеют условный и относительный характер. То, что накануне называлось «завтра», становится «сегодня», а на следующий день - «вчера».

Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы.

Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра» и т. д. Дети долго не могут освоиться с их относительностью, не могут понять, как то, что было «вчера», превратилось в «сегодня». Четырехлетняя девочка спрашивает у матери: «Мама, а можно сделать «потом» - «сейчас», а «сегодня» можно сделать «вчера»?» Во второй половине дошкольного возраста ребенок, как правило, усваивает эти временные обозначения, начинает правильно их употреблять. Что касается представлений о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей, существования вещей и т. п., то они на всем протяжении дошкольного возраста обычно остаются недостаточно определенными - у ребенка нет для них подходящей мерки, нет опоры на личный опыт.

Проблемы ориентировки во времени возникают у детей со сниженным вниманием, памятью, с нарушением мышления. Это гиперактивные дети, импульсивные, тревожные, дети с особенностями психического и физического развития (задержка психического развития, психическое недоразвитие, дети с нарушением слуха и речи и т. д.). Если у ребенка малый запас знаний (педагогическая запущенность или социальная депривация, у него также возникают проблемы в восприятии времени. Развивая временное восприятие, необходимо учитывать психологические особенности таких детей. В частности: использовать правила работы с гиперактивными и тревожными детьми. В дошкольном возрасте ребенок погружен в нерасчлененное время - пространств, поскольку его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым [9]. Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы; глобальны, но не систематизированы. Представления о временных характеристиках существуют в детском сознании фрагментарно и с разной степенью осознанности. Считается, что к шести годам дети с нормальным развитием должны знать последовательность чередования времен года и соответствующих им месяцев, тогда как плохая ориентировка в этом вопросе говорит о некоторой задержке психического развития [8]. Поэтому, оценивая уровень психического развития ребенка, специалисты – педагоги и психологи, как правило, интересуются его возможностями ориентировки во времени и чаще всего среди задаваемых вопросов задаются вопросы о временах года и месяцах. Белопольская Н. Л. отмечает, что далеко не все дети 6-7 лет с нормальным развитием свободно ориентируются в этом материале [1].

Проведенное обследование ориентировки во времени детей седьмого года жизни с нормальным уровнем психического развития показало, что понимание последовательности времен года и соответствующих им месяцев происходит постепенно и чаще всего в этом возрасте процесс овладения временными представлениями происходит через заучивание и запоминание. Большинство детей не помнят точно, какие месяцы относятся к зимним или летним, сколько времен года и сколько месяцев в году. Эти знания остаются в стороне от их повседневной дошкольной жизнедеятельности, а более значимые события редко и мимолетно пересекаются с ними. Не все дети знают день своего рождения, особенно если он давно был или будет еще не скоро. Немногие дети могут назвать дни рождения своих мам и пап, даже если эти дети из благополучных семей. Что же касается детей с нарушениями слуха, то они весьма слабо ориентируются в вопросах времени и часто не владеют такими понятиями как времена года, месяцы, сутки, вчера, сегодня и т. д. Наблюдения сурдопедагогов показывают, что дети с нарушением слуха трудно усваивают такие понятия как времена года, месяцы, дни недели, путают части суток. Как правило, слабослышащие и глухие дети забывают признаки прошедшего времени года и стараются запомнить сведения, которые, с точки зрения взрослых - педагогов и родителей, являются важными.

Список литературы

1. Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология. Хрестоматия [Текст] / Н. Л. Белопольская. – Москва : Когито-Центр, 2001.

2. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Рихтерман. – Москва : Просвещение, 1991.

3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / под ред. А. А. Столяра. – Москва : Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространствеДидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Уважаемые коллеги и гости моей странички.

Дидактическое пособие на развитие пространственной ориентировки «Цветные клетки»Дидактическое пособие на развитие пространственной ориентировки «Цветные клетки» Цель: развитие пространственных представлений, формирование и закрепление понятий «право-лево», «центр», «верх-низ», «углы», «стороны».

Конспект ООД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи для детей раннего возраста «В лес к друзьям» Цель: Развитие познавательной активности детей. Задачи: Образовательные: Побуждать детей узнавать и называть животных леса. Учить выполнять.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки»Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки» Добрый день, уважаемые коллеги. Одним из важных в наше время направлений работы педагогов в ДОУ является речевое развитие. Эта работа ведется.

Дидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-классДидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-класс Игра на развитие зрительного внимания,ориентировки в пространстве,и знания цветов. В детском возрасте все ребятишки часто путают направления.

Дидактическое пособие по развитию ориентировки на листе «Пассажиры»Дидактическое пособие по развитию ориентировки на листе «Пассажиры» Под лексическую тему «транспорт» Основная цель: развитие ориентировки на листе. Дополнительные задачи: -Развитие форморазличения; -Развитие.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки»Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки» Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки».Воспитатель.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы ориентировки во времени у дошкольников
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 13:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы ориентировки во времени у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Александра Золотенина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД