Александра Золотенина
Проблемы ориентировки во времени у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБ ДОУ «Детский сад №43»
Авторы: Сапунова Надежда Викторовна, Григорян Нелли Варужановна
Проблемы ориентировки во времени у дошкольников
ков[/b]
Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. Ребенок живет, его организм определенным образом реагирует на течение времени : в известное время суток ему хочется есть, спать и т. д., но сам ребенок долго не воспринимает время.
Публикация «Проблемы ориентировки во времени у дошкольников» размещена в разделах
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Даже тогда, когда настает пора садиться за стол, он не осознает, что его беспокойство, легкие капризы («Хочу пить!»; «Хочу мороженого!») и даже заявление: «Я не хочу есть!» - не что иное, как реакция организма на время обеда.
Время текуче, оно не имеет наглядной формы, с ним невозможно совершать действия - любые действия происходят во времени, а не со временем. У ребенка знакомство со временем может начаться только с усвоением обозначений и мер времени, выработанных людьми.
А эти обозначения и меры усвоить не так-то легко, поскольку они имеют условный и относительный характер. То, что накануне называлось «завтра», становится «сегодня», а на следующий день - «вчера».
Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы.
Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра» и т. д. Дети долго не могут освоиться с их относительностью, не могут понять, как то, что было «вчера», превратилось в «сегодня». Четырехлетняя девочка спрашивает у матери: «Мама, а можно сделать «потом» - «сейчас», а «сегодня» можно сделать «вчера»?» Во второй половине дошкольного возраста ребенок, как правило, усваивает эти временные обозначения, начинает правильно их употреблять. Что касается представлений о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей, существования вещей и т. п., то они на всем протяжении дошкольного возраста обычно остаются недостаточно определенными - у ребенка нет для них подходящей мерки, нет опоры на личный опыт.
Проблемы ориентировки во времени возникают у детей со сниженным вниманием, памятью, с нарушением мышления. Это гиперактивные дети, импульсивные, тревожные, дети с особенностями психического и физического развития (задержка психического развития, психическое недоразвитие, дети с нарушением слуха и речи и т. д.). Если у ребенка малый запас знаний (педагогическая запущенность или социальная депривация, у него также возникают проблемы в восприятии времени. Развивая временное восприятие, необходимо учитывать психологические особенности таких детей. В частности: использовать правила работы с гиперактивными и тревожными детьми. В дошкольном возрасте ребенок погружен в нерасчлененное время - пространств, поскольку его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым [9]. Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы; глобальны, но не систематизированы. Представления о временных характеристиках существуют в детском сознании фрагментарно и с разной степенью осознанности. Считается, что к шести годам дети с нормальным развитием должны знать последовательность чередования времен года и соответствующих им месяцев, тогда как плохая ориентировка в этом вопросе говорит о некоторой задержке психического развития [8]. Поэтому, оценивая уровень психического развития ребенка, специалисты – педагоги и психологи, как правило, интересуются его возможностями ориентировки во времени и чаще всего среди задаваемых вопросов задаются вопросы о временах года и месяцах. Белопольская Н. Л. отмечает, что далеко не все дети 6-7 лет с нормальным развитием свободно ориентируются в этом материале [1].
Проведенное обследование ориентировки во времени детей седьмого года жизни с нормальным уровнем психического развития показало, что понимание последовательности времен года и соответствующих им месяцев происходит постепенно и чаще всего в этом возрасте процесс овладения временными представлениями происходит через заучивание и запоминание. Большинство детей не помнят точно, какие месяцы относятся к зимним или летним, сколько времен года и сколько месяцев в году. Эти знания остаются в стороне от их повседневной дошкольной жизнедеятельности, а более значимые события редко и мимолетно пересекаются с ними. Не все дети знают день своего рождения, особенно если он давно был или будет еще не скоро. Немногие дети могут назвать дни рождения своих мам и пап, даже если эти дети из благополучных семей. Что же касается детей с нарушениями слуха, то они весьма слабо ориентируются в вопросах времени и часто не владеют такими понятиями как времена года, месяцы, сутки, вчера, сегодня и т. д. Наблюдения сурдопедагогов показывают, что дети с нарушением слуха трудно усваивают такие понятия как времена года, месяцы, дни недели, путают части суток. Как правило, слабослышащие и глухие дети забывают признаки прошедшего времени года и стараются запомнить сведения, которые, с точки зрения взрослых - педагогов и родителей, являются важными.
Список литературы
1. Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология. Хрестоматия [Текст] / Н. Л. Белопольская. – Москва : Когито-Центр, 2001.
2. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Рихтерман. – Москва : Просвещение, 1991.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / под ред. А. А. Столяра. – Москва : Просвещение, 1988.