Токбаева Дана Муаедовна
Проблемы гендерного воспитания «Мальчики и девочки — два разных мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики.
Публикация «Проблемы гендерного воспитания „Мальчики и девочки — два разных мира“» размещена в разделах
Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости. По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Игра – основной вид детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяется особое внимание. Разрешение противоречия между необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков и недостаточной разработкой данной проблемы на практике определяет актуальность этой работы. Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности. Формирование гендерной принадлежности раскрывается в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в области «Социально- коммуникативное развитие». Для воспитанников дошкольных учреждений недостаточно материала по данному направлению. Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно - образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Новизна темы кружка – заключается в разработке, апробировании и внедрении целостной модели гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Цель работы кружка - обеспечить условия эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условиях ДО.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
• формировать правильное отношение между мальчиками и девочками;
• создание соответствующей пространственно – развивающей, предметной и игровой среды в группе;
• создавать в группе условия для гендерной социализации личности ребенка;
• организовать систему мероприятий по взаимодействию ДО и семьи, обеспечивающие полноценную социализацию личности ребенка.
Дети посещающие кружок: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
Предполагаемый результат:
• устойчивые формы межличностного взаимодействия мальчиков и девочек;
• создание партнерских отношений с детьми;
• повышение уровня психолого – педагогической компетентности педагога.
Структура программы Кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. В педагогическом процессе программа кружка вписывается в учебную, самостоятельную деятельность и режимные моменты детей, так как построена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование разобщенности между мальчиками и девочками, организацию совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями (мальчики принимают на себя мужские роли, девочки женские).
Способы организации детей:
фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.
Принципы гендерного воспитания детей :
принцип единого подхода к гендерному воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;
принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую полуют дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);
принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).
Показатели полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
I этап: диагностика гендерных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень:
имеет представления о своем половом образе адекватные, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола);
имеет адекватные представления о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты;
наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры; наличие представлений об элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности; постоянство проявления мужских (женских) способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.
Средний уровень:
представления о своем половом образе не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);
представления о различиях полов частичные — о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола;
фрагментарные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств;
отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.
Низкий уровень:
представления о своем половом образе не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);
отсутствие представлений о различиях полов;
отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.
II этап: анкетирование родителей. Мною, в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данноНоябрь
1 неделя. Тема «Здоровье» Цель: дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама.
Игра «Зеркало»
Упражнение «Покажи фигуру»
2 неделя. Тема «Мама дома, на работе, в свободное время».
Цель: формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых мамой. Воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье, обогащать знания детей о позитивных примерах женственного поведения.
Упражнение «Ласковушки»
Игра «Соберём маму на работу»
3 неделя. Тема «Наши папы»
Цель: обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного поведения, формировать представления о специфической деятельности мужчин, воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье
Анализ житейских ситуаций
Чтение Н. Носов «Заплатка»
4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»
Декабрь
1 неделя. Тема «Мальчики - девочки» Цель: познакомить с правилами ролевого поведения
Анализ житейских ситуаций
Игра «Разные дети»
Игра «Я знаю 5…»
2 неделя. Тема «Знакомство с родословным древом» Цель: дать знания о родословном древе, его строении, выявить знания детей об их близких родственниках.
Работа с пословицей «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет»
Упражнение «Общий ритм»
Игра «Нарисуй своё дерево»
Чтение К. Д. Ушинский «Дети в роще»
3 неделя. Тема «Человек растёт и изменяется»
Цель: формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом.
Игра «Что сначала, что потом»
Игра «Кому что нужно?»
Упражнение «Ласковое»
4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»
Изготовление подарков
Январь
1 неделя. Тема «Я хочу, могу и умею»
Цель: развивать у ребенка осознание своих достоинств, желаний, предпочтений, интересов, положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.
Игра «Я умею лучше всех»
Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
2 неделя.
Тема «Правила поведения для мужчин и женщин»
Цель: расширять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, знакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, в семье, воспитывать уважительное отношение к противоположному полу, стремление оказывать им посильную помощь.
Игра «Какого цвета счастье?»
Игра «Нужна твоя помощь»
3 неделя.
Тема «Домашние обязанности мальчика и девочки»
Цель: воспитывать желание ребёнка оказывать посильную помощь в семейных делах, расширить представления о возможной помощи, формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
Игра «Изобрази картинку»
Чтение К. Д. Ушинский «Два плуга»
4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»
Февраль
1 неделя.
Тема «Мальчики - будущие мужчины»
Цель: способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.
Упражнение «Эмблема»
Чтение «Самое страшное» Е. Пермяк
2 неделя.
Тема «Мальчики - маленькие рыцари»
Цель: дать представление мальчикам о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.
Упражнение «Настоящий рыцарь спешит помочь принцессе»
3 неделя. Изготовление подарков для пап и дедушек
4 неделя.
Тема: «Расскажи о своей семье»
Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу.
Работа в «Уголке мужского/женского дела»
Март
1 неделя.
Тема «Девочки - маленькие хозяюшки»
Цель: осознание и понимание того, что девочки - создательницы красоты, уюта, хранительницы домашнего очага.
Анализ педагогических ситуаций
Чтение С. Маршак «Усатый-полосатый»
Изготовление подарков
2 неделя.
Тема «Девочки - будущие мамы»
Цель: понимание ребенком роли матери, бабушки; продолжать формировать в поведении способы заботливого отношения к старшим в своей семье, продолжать обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного или женственного поведения из жизни их близких родственников.
Игра «Закончи предложение»
Решение проблемной ситуации рассказа В. А. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки»
Игра «Я знаю 5…»
3 неделя.
Тема «Нартские богатыри»
Цель: познакомить детей с героями былин и героических сказок, обсудить примеры мужества, героизма, смелости.
Упражнение «А как бы ты поступил»
Чтение отрывков из произведений
4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»
Апрель
1 неделя.
Тема «Хорошо - плохо»
Цель: помочь в осмысливании детьми своих качеств «мужественности», «женственности», развивать положительный образ Я-мальчика, Я-девочки.
Упражнение «Я хорошая девочка (хороший мальчик)»
Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик»
Анализ житейских ситуаций
2 неделя.
Тема «Мужчины и женщины в семье»
Цель: продолжать закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.
Упражнение «Если мама устала? Если папа устал?»
Упражнение «Черты личности»
Чтение В Осеева «Добрая хозяюшка»
3 неделя. Тема «Моя сказка». Цель: продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама (папа)»
Игра «Согласны - не согласны»
4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»
Май
1 неделя.
Тема «Мы - воспитанные дети!»
Цель: закреплять представления о правилах поведения в общении со взрослыми. Развивать ловкость.
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Игра «Кто быстрее»
Анализ педагогических ситуаций
2 неделя. Тема «Игрушки моей семьи» Цель: вызвать желание поделиться историей своей семьи со сверстниками
3 неделя. «Галерея семейных портретов» Цель: вызвать желание изображать членов своих семей с разным эмоциональным состоянием
4 неделя. «Сладкий вечер. Час улыбки и доброты»