оксанс остапец
Проблемы формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте, является проблема установления взаимоотношений со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится здание всей последующей жизни личности. Общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка. Данное понятие рассматривается в философии, в социологии, в педагогике и в психологии. В последней существует особенно большое количество определений. Ввиду сложности и емкости феномена общения, толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований.
Публикация «Проблемы формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение- это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий, с целью налаживания отношений и достижений общего результата (М. И. Лисина, 1986).
Общение- это информационное и предметное взаимодействие между людьми, в процессе которого реализуются их межличностные отношения (Я. Л. Коломинский, 1978).
Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. В последние годы в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». Коммуникация- более широкое по объему понятие, это связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Развитие взаимодействия детей с окружающим миром рассматривается М. И. Лисиной (1987) как смена нескольких особых форм общения. Каждая из них представляет собой состояние коммуникативной деятельности в определенный возрастной период и характеризуется совокупностью эмоциональных, социальных, вербальных и невербальных ее составляющих. Общая динамика развития слабовидящего ребенка подчинена тем же закономерностям, что и в норме. Но у всех категорий слабовидящих детей наблюдаются особенности, связанные с нарушением сенсорной или интеллектуальной сферы деятельности : различные по характеру и глубине нарушения умственной деятельности, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, и т. п., что приводит к ограничению получения информации из окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта. Слабовидящих детей отличают некоторые особенности поведения, вызванные раздражительностью, замкнутостью, негативизмом и некоторыми другими отрицательными чертами характера. Эти недостатки объясняются неудачами и трудностями в учебной деятельности, игре, общении и взаимодействии со сверстниками вследствие дефекта зрения.
Многие исследователи отмечают, что общение и социальные отношения слабовидящих детей строятся достаточно тяжело, особенно в дошкольном возрасте (Г. В. Григорьева, Л. В. Егорова, А. Г. Литвак и др., и зависят от умения взрослого вызвать активность ребенка в вербальном и предметном общении. В дошкольном возрасте дети вовлекаются в ситуации общения не только с близкими людьми, но и с воспитателями, сверстниками в группе детского сада. Приходя в детский сад, дошкольники с патологией зрения попадают в новые для них условия организации коммуникативной деятельности, где чаще всего имеются один взрослый и сверстники. Коммуникативные акты приобретают внеситуативный характер, так как в сферу познания входят человеческие чувства, свойства, особенности. Дети начинают узнавать, понимать и оценивать качества другого человека и свои собственные на основе совместной познавательной деятельности, инициатором которой выступает взрослый.
Таким образом, общение детей с нарушением зрения ограничивается, в основном, познавательной деятельностью, так как у них недостаточно опыта коммуникативной деятельности, а понимание и знание человеческих взаимоотношений носят искаженный характер вследствие зрительных нарушений.
Заключение
В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка : изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими детьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я». Надо быть осторожным, чтобы не начинающую складываться личность. Как часто мы взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое. В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать «не так». Особенно это прослеживается при обучении детей на занятиях, когда воспитатель запрограммировал и ждет от ребенка определенного ответа.
Следствием такого общения становится то, что ребенок уходит в свою «раковину», становится «молчуном», привыкает быть незаметным. Так вырабатывается комплекс неполноценности.
Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость - нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей воспитателя и педагога. Наверное, каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение и задача педагога - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность - это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.
Дошкольные учреждения, призванные решать основные проблемы психологической коррекции детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, обладают богатым опытом специальных методик и знаний о коррекции средств общения и коммуникативной деятельности детей. Но специфика зрительного дефекта, возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности ребенка, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч. : В 6 т. - М., 1983. Т. 4.
2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : Методическое пособие. /Составитель И. Ю. Кондратенко. - Москва: Айрис - пресс, 2005 .
3. Эльконин Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. - М., 1960.
4. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2010.
5. Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. Методическое пособие для учителей, воспитателей, родителей. М. ,2009.