малышева юлия
Проблемы адаптапции родителей и детей к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы адаптации ребенка к детскому саду тесно связаны с проблемами адаптации родителей и всей семьи к дошкольному образовательному учреждению. Мама девочки трех с половиной лет так охарактеризовала ситуацию затянувшейся адаптации : «Мы плачем, мы не хотим ходить в детский сад!»
Ребенок идет в детский сад — это не просто событие, поскольку является третьим нормативным стрессом для семьи (первый нормативный стресс для семьи — свадьба, а второй — рождение ребенка). Надо понимать, что этот стресс, так или иначе, отражается на всех членах семьи. У родителей могут вдруг ожить давно забытые детские обиды, ощущения и даже запахи. Заметим, что чаще всего семья в этот период переживает и первый критический период (он наступает между 3-м и 7-м годами существования семьи и продолжается в благоприятном случае около года, который выражается в росте разногласий во взглядах, учащении проявлений отрицательных эмоций, росте напряженности в отношениях и возникновении чувства неудовлетворенности. На таком вот неблагоприятном семейном фоне протекает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Кроме того, поступление ребенка в детский сад является и своеобразным тестом на определение семьи как функциональной (здоровой) и дисфункциональной (не здоровой). Если ребенок не справляется с проблемами адаптации, то мы должны понимать, что семья этого ребенка в данный период жизни становится дисфункциональной и нуждается в психолого-педагогической помощи и поддержке.
Публикация «Проблемы адаптапции родителей и детей к ДОУ» размещена в разделах
В психологии под адаптацией (от латинского слова adaptio — приспосабливание) понимается изменение чувственности анализаторов или изменение личности в целом в соответствии с постоянно действующими раздражителями. Адаптация ребенка к детскому саду — это и процесс и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособления к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка в зависимости от его психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.
Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени: в яслях длится в среднем 1—2 месяца, в среднем дошкольном возрасте — 2—3 недели, а в старшем дошкольном возрасте — месяц. Состояние аффекта в первое время посещения детского сада выявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки. Поскольку потребность в общении со сверстниками появляется у детей после 4 лет, то для предупреждения негативного отношения к детскому саду рекомендуется в случае нервно-соматической ослабленности отдавать в детский сад мальчиков не ранее 3,5-5 лет, а девочек не ранее 3-4 лет.
Что отличает детей, которые трудно адаптируются в детском саду?
Ответив на этот вопрос, мы еще до поступления ребенка в детский сад можем предположить, что у этого ребенка возникнут трудности в процессе адаптации, а значит, и продумать систему профилактических или коррекционных мероприятий. У эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, у детей, зависимых от матери, и у детей с проблемами еды, дневного сна, туалета преобладает в начале посещения детского сада неблагоприятное состояние. Больше проблем с адаптацией у нервно-соматически ослабленных и часто болеющих детей, у единственных и поздних детей, у детей, которые привыкли к исключительному вниманию в семье, у детей с проблемами общения и у излишне подвижных (гиперактивных) детей, излишне медлительных (заторможенных) детей. Испытывают трудности адаптации дети, имеющие нервно-психические нарушения, и эмоционально неустойчивые дети.
Необходимо обратить внимание на детей, которые адаптируются к детскому саду, используя весь резерв своего психологического здоровья. Это хорошо знакомая ситуация, когда ребенок исключительно хорошо ведет себя в детском саду, демонстрируя образец хорошего поведения, и производит впечатление хорошо адаптированного ребенка. Однако, выйдя за дверь группы, за ворота детского сада, часто даже не дойдя до дома, ребенок трансформируется из «хорошего» в «плохого», не желающего слушаться, подчиняться, руководствоваться разумными доводами и т. п. «Ребенка как подменили», — замечают родители, а педагоги удивляются кардинальным изменениям в поведении ребенка. Дети с таким контрастным поведением дома и в детском саду находятся в группе риска по появлению у них невротических реакций, зачастую переходящих в невротическое состояние и в невроз как заболевание.
Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые, общительные дети и дети, практически не болеющие простудными заболеваниями, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой.
Что отличает родителей, дети которых испытывают трудности адаптации?
Назовем некоторые особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду. Прежде всего, это конфликтность. Известно, что ребенок дошкольного возраста непроизвольно усваивает негативные черты поведения родителей, что осложняет его отношения со сверстниками и педагогами. В поведении таких родителей можно отметить нетерпимость к чужому мнению, агрессивность, подозрительность и настороженность. Следующей особенностью родителей детей с проблемами адаптации является их необщительность. В крайнем варианте это звучит как семейный девиз одной мамы, оба сына которой плохо адаптировались в детском саду : «Мы ни с кем не общаемся, нам никто не нужен!» Неуверенность и нерешительность отличает детей таких родителей.
Можно отметить и такую особенность у родителей трудно адаптируемых детей, как дефекты воспитания. Это родители, которых необходимо довоспитывать, родители, которых отличает психолого-педагогическая некомпетентность и неграмотность. Обращают на себя внимание пожилые родители (после 40 лет) с тревожно-мнительной фиксацией на проблемах адаптации своего единственного чада.
Что отличает педагогов дошкольного образовательного учреждения, у которых дети в группе испытывают трудности адаптации?
Выделим особенности организации работы дошкольного учреждения и основные особенности личности педагогов. Прежде всего, это отсутствие свободного режима дошкольного учреждения, что не позволяет учесть индивидуальные предпочтения ребенка и отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагогов. Затрудняет адаптацию детей работа разных педагогов с одной группой детей, большая наполняемость групп в детском саду (больше 15 детей в дошкольной группе и больше 12 детей в ясельной группе, что неизбежно создает высокий шумовой фон. Эмоциональное выгорание, снижение эмпатии и невротизация педагога (после 10-15 лет работы) ведут к появлению таких черт, как доминантность и авторитарность. Добавим к этому недостаточную компетентность педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями детей, и можно не сомневаться, что проблемы адаптации детей будут усиливаться педагогами, имеющими такие особенности.
Кто (что) может препятствовать адаптации ребенка в детском саду?
Мама, бабушка или, например, приходящая няня (реже отец или дедушка) могут препятствовать, и довольно успешно, процессу адаптации. Ведь если ребенок хорошо адаптируется в детском саду, то отпадет необходимость в их неустанной заботе, а няня так и вообще лишится работы. Педагог тоже может препятствовать адаптации ребенка к детскому саду, если этот ребенок (его родители) в чем-то видятся неугодными педагогу, лишними в группе детского сада.
Психологическая несовместимость ребенка и педагога (по психофизиологическим и личностным качествам) может препятствовать нормальному протеканию процесса адаптации.
Психолого-профилактические и коррекционные мероприятия:
1. Педагогам познакомиться заранее с родителями своих будущих воспитанников (выяснить индивидуальные особенности, привычки и особенности развития будущего воспитанника, постараться произвести на них благоприятное впечатление (первое впечатление может быть настолько сильным, что все последующие усилия будут напрасными). В беседе с родителями на тему «Когда я был маленьким» уточнить, какие воспоминания, как позитивные, так и негативные, остались у родителей от посещения ими детского сада в детстве.
По возможности сохранить в период адаптации привычные для ребенка приемы ухода, даже если они противоречат общим нормам и правилам (покачать на руках, дать пустышку и т. п.). С целью уменьшения внутреннего напряжения у детей в период адаптации организовать проведение подвижных, эмоционально насыщенных игр.
2. Заведующей организовать работу дошкольного учреждения с учетом создания оптимальной социально-психологической сферы общения детей (наполняемость группы детского сада не более 15 детей) и постоянной работы педагогических кадров. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам адаптации детей в детском саду.
3. Старшему воспитателю организовать наблюдение педагогов за процессом адаптации (разработать адаптационный лист, определить четкие критерии, по которым можно ориентироваться при оценке результата адаптации. Способствовать повышению чувствительности педагогов к детям с проблемами адаптации.
4. Родителям обратить внимание на состояние здоровья ребенка, на то, как он умеет общаться со сверстниками и взрослыми, и на то, как сформированы навыки предметной и игровой деятельности. Приблизить время сна, прогулки и приема пищи в семье к режиму детского сада, познакомить ребенка с детским садом и с воспитателями. Не перегружать во время адаптационного периода нервную систему ребенка пугающими процедурами (стрижка волос, уколы и т. п.).
Быть готовыми к кратковременному посещению ребенком детского сада (1-3 часа, к нахождению с ребенком в детском саду кого-то из близких людей. При трудностях расставания ребенка с матерью отцу нужно быть готовым взять на себя обязанность отводить ребенка в детский сад. Исключить долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, что вызывает закономерную тревогу у ребенка и уверенность, что в детском саду с ним может случиться что-то плохое. Помнить, что дети дошкольного возраста очень чутко улавливают эмоциональное состояние своих родителей и соответственно на него реагируют.
5 Медицинским работникам организовать профилактические мероприятия по укреплению здоровья детей и предотвращению простудных и инфекционных заболеваний.