Кристина Гончарова
Проблемно-игровые задания для выявления уровня развития операций классификации и сериации у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемно-игровые задания на выявление уровня развития операций классификации и сериации у детей 6-7 лет и выявления навыка сформированности производить непосредственное уравнивание величин и устанавливать зависимость между величиной, меркой и числом.
Задание 1
Материал: картинка с изображением двух групп предметов, равных по количеству.
Инструкция:
Подбери одинаковое количество предметов и точек, соедини с подходящей цифрой.
Задание 2
Материал: картинка с изображением двух групп предметов, равных по количеству.
Инструкция:
Темочки:
1. Перед тобой две группы предметов. Чем они отличаются?
2. Что общего у этих двух групп предметов?
Определять количественное и порядковое значение числа, понимать отношения между рядом стоящими числами.
Задание 1
Материал: игрушки 6 штук.
Инструкция:
1. Сколько игрушек стоит на столе?
2. Которая по счету стоит пирамидка? А если считать справа?
3. Какой по порядку мишка? А если считать справа?
4. Положи мячик первым, машинку второй, пирамидку третьей, куклу четвертой, неваляшку пятой, мишку шестым.
Задание 2
Материал: картинка с изображением числовых домиков.
Инструкция:
Засели домики числами - соседями.
Понимать прямые и обратные функциональные зависимости
Задание 1
Материал: стол, ленты короткая и длинная.
Инструкция:
1. Отложи мерку и измерь короткой лентой длину стола. Сколько мерок уложилось?
2. Отложи мерку и измерь длинной лентой длину стола. Сколько мерок уложилось?
3. Каких мерок уложилось больше? Каких мерок уложилось меньше? Почему?
Задание 2
Материал: ленты длинная и короткая, вырезанный из картона круг.
Инструкция:
1. Отложи мерку и измерь длинную ленту. Сколько мерок уложилось?
2. Отложи мерку и измерь короткую ленту. Сколько мерок уложилось?
3. Почему, измеряя ленты одной и той же меркой, число мерок разное?
Выявить умения детей производить счет по разным основаниям (по 2, по 3).
Задание 1
Материал: геометрические фигуры – квадраты, в количестве 10 штук.
Инструкция:
1. Отсчитай 2 квадрата. Сколько квадратов ты отсчитал?
2. Отсчитай еще 2 квадрата. Сколько квадратов ты отсчитал?
3. Как получилось число 4?
4. Отсчитай еще 2 квадрата. Сколько стало квадратов?
5. Как получилось число 6?
6. Отсчитай еще 2 квадрата? Сколько стало квадратов?
7. Как получилось число 8?
8. Отсчитай еще 2 квадрата. Сколько стало квадратов?
9. Как получилось число 10?
10. Посчитай двойками.
Задание 2
Инструкция:
1. Отсчитай 3 квадрата. Сколько квадратов ты отсчитал?
2. Отсчитай еще 3 квадрата. Сколько квадратов ты отсчитал?
3. Как получилось число 6?
4. Отсчитай еще 3 квадрата. Сколько стало квадратов?
5. Как получилось число 9?
6. Посчитай тройками.
Выявить умение детей сравнивать/уравнивать дискретные и непрерывные величины.
Задание 1 :
Инструкция:
Материал: картинка с изображением треугольников и елочек, карандаш.
1. Посчитай, сколько треугольников на картинке?
2. Посчитай, сколько елочек на картинке?
3. Раскрась елочек столько же, сколько и треугольников.
4. Чего больше: елочек или треугольников?
5. Как сделать так, чтобы елочек и треугольников стало поровну?
Задание 2
Материал: 2 пластиковые миски с горохом и 2 пустые, стакан для измерения.
Инструкция:
1. Перед тобой две миски с горохом. Измерь количество гороха сначала в первой миске.
2. Сколько стаканов гороха ты пересыпал в миску?
3. Измерь количество гороха во второй миске.
4. Сколько стаканов гороха ты пересыпал?
5. В какой миске гороха больше? На сколько?
6. Как сделать так, чтобы гороха в мисках было поровну?
Выявить умения детей классифицировать множества на группы. Умение выстраивать упорядоченный возрастающий / убывающий ряд.
Задание 1
Материал: картинка с изображением геометрических фигур.
Инструкция:
1. Перед тобой картинка с изображением геометрических фигур. Какая фигура лишняя? Объясни, почему ты так думаешь?
2. Какую еще фигуру можно назвать лишней?
Задание 2
Материал: картинка с изображением сериационного ряда.
Инструкция:
Перед тобой три полоски, на которых нарисованы предметы. Продолжи ряд картинок.
Задание 3
Материал: картинка с изображением натурального ряда чисел от 1 до 10.
Инструкция:
1. Перед тобой ряд чисел. Зачеркни все четные числа. Назови четные числа.
2. Какие числа называют четными?
3. Какие числа остались? Назови их.
Требования к проведению диагностики:
1. Работа велась индивидуально с каждым ребенком.
2. Давалась инструкция:
- внимательно выслушай задание, потом хорошо подумай и после этого дай ответ. Ты готов? Тебе понятно?
Правильность решения оценивалась следующим образом:
• выполнено правильно, самостоятельно;
• выполнено верно, но при помощи воспитателя;
• не выполнено совсем.
Помощь воспитателя состояла в следующем:
• использование наводящих вопросов, для того, чтобы помочь ребенку;
• обращение внимания ребенка на предложенный материал, стимулирование к его использованию.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы отражены в таблице №1.
Для деления детей по уровням сформированности понятия числа мы провели градацию на основании следующих критериев:
- за абсолютно правильно решенные задачи - 2 балла;
- если задача решалась с помощью педагога -1 балл;
- если задача не решена - 0 баллов.
На основании набранного количества суммы баллов за решение всех задач, детям присваивался тот или иной уровень.
Формирование понятия числа.
Высокий уровень – от 14 баллов до 20 баллов
Средний уровень – от 7 баллов до 13 баллов
Низкий уровень – от 0 балла до 6 баллов
Развитие логических операций классификации и сериации.
Высокий уровень : 5-6 баллов
Средний уровень : 3-4 балла
Низкий уровень : 0-2 балла