Снежана Сергеевна Гарбуз
Проблемная педагогическая ситуация
Проблемная педагогическая ситуация
Наиболее важной в структуре ситуации месяца является проблемная педагогическая ситуация (ППС). Цель проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии.
Разработку и проведение ППС мы разбили на три части.
Первый этап — подготовительный.
Публикация «Проблемная педагогическая ситуация» размещена в разделах
Первая его часть — воспитатели планируют, какую ситуацию они возьмут и какие цели реализуют.
Вторая часть — разработка сценария. В это же время проводится диагностика детей. ( Опрос малышей и родителей: как они видят заданную проблему, как ее решают). Важно выяснить, на какой степени развития относительно поставленной цели находится группа.
Второй этап — создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.
ППС может проводиться как в начале, середине, так и в конце работы по проблеме. Время проведения определяется целью конкретной ППС. Возможно её использование как введение в тему.
Каждая ППС может быть организована в различные дни месяца – это зависит от педагогических целей. Целесообразная периодичность – два раза в месяц, затем один раз в полгода и контрольная через год.
Время проведения – 20-30 минут, в младших группах – 15 минут.
Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. У детей до пяти лет в ППС главный герой не реальный персонаж, а кукла. Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует для самоконтроля степень совпадения.
Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами. Человека, проводящего ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста и понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте.
Проведение круга рефлексии после ситуации обязательно.
Каждая «ситуация» повторяется два-три раза, с интервалом в две-три недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию.