Ямякова Диляра
Проблематика личностной зрелости практикующих психологов
▼ Скачать + Заказать документы
Неотъемлемой частью современной психологии является развитие и становление практической психологии, – которая получает реальное воплощение в создании многочисленных социально-психологических служб в различных сферах деятельности. А соответственно возрастает теоретическая и практическая значимость проблем профессионального становления будущих специалистов по прикладной психологии.
С одной стороны, причиной этого является неудовлетворительное состояние системы образования и профессиональной подготовки этих специалистов, ее несоответствие современным требованиям постсоветского пространства, в особенности общества, обусловленное стремительным ростом потребностей психологической практики. Ведь отечественная психология и сегодня основные усилия сосредоточивает на подготовке специалистов-психологов в основном теоретико-экспериментального направления.
Проблема профессиональной самоидентификации будущих практических психологов вносит существенный вклад в формирование профессионального сознания и самосознания будущих специалистов практической психологии, формирование истинно современных мировоззренческих ценностей, профессионально важных качеств, навыков, подлинной самооценки, самоопределения и, наконец, на этой основе системы продуктивной самореализации.
Таким образом, указанная выше важная роль механизма профессиональной самоидентификации в процессе профессионального развития будущих специалистов прикладной психологии указывает на актуальность проблемы ее формирования. Формирование профессиональной личности с самоидентификацией происходит вместе с процессом профессионализма.
Личностная зрелость будущего психолога связана не только с его способностью овладеть своими знаниями, умениями и способностями, среди которых есть самодиагностика, самопознание, применение определенных требований к профессии. Не менее важно, что на данном этапе необходимо определиться с приоритетами своих жизненных ценностей, определиться с ближайшими и будущими целями, опробовать себя в различных ситуациях. В данном случае личность психолога (самооценка, избранные ценности, образ себя и окружающих) является его основным инструментом формирования зрелости как личности и профессионального психолога, т. е. основой изучения и оценки психологической реальности, основным средством воздействия на нее, моделью будущих результатов профессионального взаимодействия психолога и клиента.
«Иногда говорят, что психотерапевт оказывает влияние на клиента всей своей личностью; что каждый отдельный психолог – это определенный, свой, особый метод». Поэтому сегодня актуальна и проблема индивидуального соответствия специалиста профессиональным требованиям, а также поиск путей достижения этой цели в психологической профессии.
Личность психолога определяет внутреннюю основную линию его профессиональной деятельности, его профессионально-производственную и межличностную позицию. Во время учебы в университете будущий специалист должен не только овладеть профессиональными знаниями, но и развивать необходимые личностные качества для формирования эффективной самоидентификации и последующей деятельности в профессии.
Так А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина вводят особое понятие «профессионализм личности», который они рассматривают как взаимоотношения личности в смысле интегрального качества человека и деятельности, которую он осуществляет.
Интерпретируя понятие «профессионализм личности» и выделяя профессионально важные качества личности как «проявления психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде» считается, что к таким качествам относятся «следующие свойства: интеллектуальные (мышление, нравственные (поведение, эмоциональные (чувства, волевые (способность к самоуправлению, организаторские (механизм деятельности)».
Анализ современных отечественных диссертационных исследований, направленных на изучение психолога как представителя его профессии, позволяет утверждать, что психологическая профессия характеризуется наличием взаимодействия личности и профессиональной деятельности. Подчеркивается важность личностных детерминантов профессионального становления и развития. Среди них личностные составляющие профессиональной компетентности, индивидуально-психологические особенности, субъектная активность личности, индивидуально-личностные или личностно-профессиональные качества.
Л. А. Плужникова отмечает, что процессы самопознания и саморазвития, опирающиеся на смысложизненные и профессиональные ценности, обеспечивают студенту-психологу наиболее полную самореализацию не только в жизни, но и в профессиональной деятельности.
В. М. Просекова выделяет «Силу Я» или «Слабость Я» в качестве конструктов, конституирующих имплицитную теорию профессионального «Я» психологов-практиков.
М. В. Донцова утверждает, что личностно значимая задача по осознанию психологических защит и их прорабатыванию в ситуациях обучения является, кроме того, ещё и профессионально значимой задачей.
Внимание исследователей в этой области, как правило, сосредоточено на изучении влияния личностно-психологических особенностей на процессы профессиональной деятельности психолога или в процессе обучения и профессионального развития студентов-психологов. При этом, значительная часть авторов изучают особенности, способствующие профессиональной деятельности и обучению, позитивные ресурсы личности, которые также можно соотнести с критерием личностной зрелости. (коммуникативная компетентность, рефлексивность и способность к самопознанию, стремление к саморазвитию, эмпатийность, эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость, ответственность, субъектность, тактичность и толерантность, гибкость мышления и поведения, креативность, способность принимать решения, наблюдательность) .
Профессиональное становление психолога в большинстве случаев по возрасту совпадает с периодом личностного самоопределения. Это обстоятельство – равно как и стимулирующее влияние изучаемого материала и направляющего побуждения со стороны преподавателей – способствует сопряжению личностного и профессионального в человеке. Собственный опыт достижения личностной зрелости может служить базой для сопровождения другого человека на этом пути. Личностно зрелый психолог способен к принятию себя и других, творческой адаптации к изменяющейся действительности, и эти свойства в некоторых ситуациях способны частично компенсировать отсутствие элементов профессиональной квалификации.
Вместе с тем, различная восприимчивость студентов к мотивирующим влияниям образовательной среды может объясняться различным объёмом и содержанием опыта внутриличностной работы, уже имеющегося у студентов на момент поступления в ВУЗ.
Для психологов, работающих в разных сферах, степень влияния человека на профессиональную деятельность будет различной. Таким образом, личностная зрелость вносит свой вклад в процесс специализации и профессиональной квалификации.
Например, для психолога консультанта или тренера – в силу характера взаимодействия с клиентом и специфики общественных ожиданий – приобретение квалификации без личностной зрелости лишается смысла. А вот специалист в области психологической диагностики не столь плотно контактирует с личностью клиента и деятельность его не носит преобразующего по отношению к личности характера, в связи с чем роль личностной зрелости в профессиональном становлении в данном случае будет менее значимой.
В 40-х годах прошлого века учебный совет по клинической психологии Американской психологической ассоциации составил список критериев, необходимых для успешной реализации работы практического психолога. К таким характеристикам личности эффективного психолога относится способность различать моральные ценности. В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов установил шесть качеств личности, необходимых консультанту: доверие к людям, уважение ценностей другой личности, проницательность, отсутствие предубеждений, самопонимания, сознание профессионального долга.
А. Бодалев считает, что профессия психолога оговаривает, что этот специалист на мотивационно-эмоциональном уровне будет относиться к другому человеку как к высшей ценности.
Предоставить реальную психологическую помощь человеку, требует эмпатии и поддержки, способный психолог в системе личностных и профессиональных ценностей которого доминирует гуманистическая составляющая. Т. М. Данилова рассматривает гуманистическую направленность как многокомпонентное образование, в структуру которого входит сбалансированная система экзистенциально-гуманистических ценностей и ценностных ориентаций.
По словам С. А. Грищенко, значимыми для эффективной психологической помощи является высокий уровень культуры и профессиональной подготовки психолога, сбалансированность и удовлетворения собственных базисных ценностей.
По мнению JI. В. Скрипко, наиболее информативными для прогноза успешной деятельности и адаптации психолога по критерию выраженности личностных свойств являются ценностные ориентации.
Н. И. Повякель в структуру саморегуляции профессионального мышления психолога-практика отнесла ценностную и мотивационно-целевую подструктуру наряду с эмоционально-волевой, личностной, когнитивной (интеллектуальной) и операционально-технологической под структурами.
В результате краткого обзора существующих исследований по пониманию сущности и субъекта процесса формирования психологической зрелости рассмотрено единство данного понятия в двух его аспектах: личностной психологии (межличностные отношения) и социально-психологической (межличностные отношения).
Кроме того, теоретический обзор позволил выделить общие аспекты психологической зрелости практикующих психологов в соответствии с определениями, лежащими в основе их выделения и раскрывающими их психологический смысл. Данные аспекты представлены ниже.
- принятие себя и других – указана как необходимое условие зрелости личности, личностного роста самоактуализации в работах А. Маслоу, С. Л. Братченко и С. Л. Мироновой, В. А. Ананьева; используются и близкие по смыслу «фундаментальное доверие к человеческой природе» у К. Роджерса, доверие к собственным душевным движениям, осознание своей caмoцeнности, положительное представление о природе человека ;
- адекватное восприятие реальности – эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней, реалистическое восприятие действительности, адекватное восприятие реальности, принятие мира, целостное восприятие мира, ориентация на объективное восприятие сложившейся ситуации ;
- социальное чувство – чувство идентификации, симпатии и привязанности, сострадание, расширение чувства «Я», чувство глубинной сущностной общности между людьми, чувство принадлежности ко всему человечеству, способность полностью разделять ценности социума и реализовывать их в своем поведении и установка личности только на те ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества ;
- конструктивные социальные взаимоотношения – контактность, глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения, социализированность и конструктивные социальные взаимоотношения, гармоничные отношения с другими людьми, хорошее ролевое развитие и умение принимать роли, различные по статусу и содержанию, демократический характер, терпимость, терпеливость, позиция ненасилия, терпимое отношение;
- способность к рефлексии и самопознанию – самообъективация, включающая самопонимание, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, адекватная и гибкая «Я-концепция», способность к отслеживанию хода выполнения собственных действий и их результатов, к проявлению оценочной рефлексии, рефлексивность, сознательное самоопределение, осмысленность жизни, рефлексивный компонент личностной зрелости.
- саморазвитие и самоактуализация – саморазвитие; актуализация способности к личностному росту; направленность на самоактализацию, мотивы самореализации ;
- способность к эмпатии и эмоциональная устойчивость – эмпатия, способность устанавливать тесные эмоциональные отношения, эмоциональная близость, теплота в отношении к другими способность к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения, эмоциональная зрелость;
- ответственность и способность принимать решения – ответственность, ответственная свобода, способность нести ответственность за свои действия и решения, способность брать ответственность за свою жизнь;
- способность к творчеству, креативность – креативность, способность к творчеству, проявляющуюся в адаптированности к изменяющимся окружающим условиям, способность действовать независимо от условий, но в соответствии с собственными, сознательно поставленными целями, гибкая «Я-концепция», творческая адаптивность, гибкость поведения, мотивы творчества, способность быстрее обучаться новым правилам поведения.