Приложение МААМ

Проблема совместной деятельности музыкального руководителя и родителей в современной педагогике дошкольного образования

Мария Толстых
Проблема совместной деятельности музыкального руководителя и родителей в современной педагогике дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема совместной деятельности музыкального руководителя и родителей в современной педагогике дошкольного образования.

Одним из приоритетных направлений в работе по внедрению ФГОС дошкольного образования в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения является взаимодействие детского сада и семьи. Во взаимодействии детского сада с родителями существуют объективные трудности. Этот процесс, с одной стороны, направлен на повышение педагогической культуры родителей и оказание им помощи, а с другой - на включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.) гласит: «родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют приоритетное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» [33, с. 6]. Позиция ДОУ в работе с семьей, в связи с этим, изменяется. 9 В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит содействие, т. е. совместное обозначение целей деятельности, совместное планирование грядущей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности, совместное планирование дальнейшей деятельности во времени в соответствии с необходимостью каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и планирование новых целей, задач и результатов. Содействие педагогов и родителей подразумевает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их личных возможностей и способностей. Инициатором выстраивания сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Таким образом, вопрос о совместной работе детского сада и семьи по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно значим на современном этапе. Педагогически грамотные родители осознают значимость музыкального воспитания в развитии ребенка, и стараются обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли. Стремятся заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе. Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является значимым направлением обеспечения качества музыкального развития дошкольников. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предусматривают формирование у детей определенных компетенций, таких, как освоение дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» требуют взаимодействия музыкального руководителя и семьи.

Публикация «Проблема совместной деятельности музыкального руководителя и родителей в современной педагогике дошкольного образования» размещена в разделах

Теперь, в отличие от ранее применявшихся требований (ФГТ) музыкальное воспитание стало одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наравне с другими областями искусства, например, рисованием, лепкой и т. п.). Музыка и детская творческая действие есть средство и условие вступления реб нка в мир общественных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это стержневой цель для экспертов и воспитателей в преломлении музыкального оглавления программы в соответствии со Эталоном. К основным приоритетам работы детского сада с семьями дошкольников специалисты (О. И. :Давыдова, Л. Г. Богославец и А. А. Майер) относят: Солидарность, взаимное доверие, доброжелательную критику и самокритику, привлечение актива (родителей и общественности, повышение психологической грамотности родителей. В границах нового эталона изменяется и метод организации детских видов деятельности : не власть взрослого, а совместная (партнерская) работа взрослого и ребенка - это особенно важно и результативный в контексте становления в дошкольном детстве. Для детей - это вероятность получить общественно полезные навыки, подняться на новый уровень развития, воспитания и обучения, сформировать активно-познавательную позицию и навыки, важные для последующего обучения в школе. Для музыкальных руководителей – возможность оценить степень своих профессиональных возможностей и достижений, непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство, сформировать партнерские, доверительные отношения между участниками образовательного процесса; сделать пространство для интеграции педагогических технологий, применяя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, трудиться над совместными планами. М. Б,Зацепина отмечает, что родителям, неравнодушным к настоящему и будущему своих детей, необходимо стать 11 партнерами образовательного процесса, получать информацию о развитии своего ребенка, а в последующем -- выбирать для ребенка школу на основе рекомендаций экспертов с учетом индивидуальных особенностей ребенка. О. П. Радынова обозначает неоспоримые и многочисленные преимущества новой системы инновационных форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей : - это правильный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ неизменно поможет им в решении педагогических трудностей, рассматривая позиции семьи. Педагоги, в свою очередь, принимают поддержку родителей в решении педагогических задач. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие; - это контроль индивидуальности ребенка: учитель знает особенности и повадки своего воспитанника и рассматривает их при работе, что, в свою очередь, ведет к возрастанию результативности педагогического процесса; - это укрепление внутрисемейных связей, семейного общения, нахождение всеобщих интересов и занятий; - это вероятность реализации единой цельной программы музыкального развития ребенка в ДОУ и семье; - это вероятность учета в образовательном процессе типа семьи и жанра семейных отношений. Учитель, определив тип семьи воспитанника, сумеет обнаружить положительный подход для взаимодействия и удачно осуществлять работу с родителями. При реализации новой системы взаимодействия с семьей получается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей. Согласно мнению разработчиков ФГОС ДО итогом дошкольного образования должна стать социализация детей, образование у ребенка животрепещуще значимых базовых ценностей культуры мира. Специальное внимание музыкальный руководитель должен уделять становлению мотивационной сферы (это надобность в знании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в созидание и т. п.). Одной из основных задач дошкольного учителя становится «чувствительное благосостояние» всякого ребенка. В условиях нового подхода музыкальному руководителю нужно постигать связанные с музыкой и музыкальной деятельностью запросы и интересы детей, их родителей, отлично знать вероятности коллектива. К числу основных групп профессиональных компетенций музыкального руководителя ДОУ современный ФГОС ДО относит информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную конструктивную и организационную. Информационная группа. компетенций включает передачу музыкальной информации детям, а также донесение до родителей суть представления данного материала их детям. Для этого надо иметь большие познания своего предмета, уметь преподнести познания воспитанникам и их родителям, обладать культурой речи, чтобы уметь продемонстрировать музыкальное произведение (в собственном исполнении иди в аудиозаписи, доступно объяснять его содержание. Относительно контактов с родителями обозначена компетенция совместного проведения музыкальных занятий и праздников. Развивающая группа компетенций содержит требования к развитию способностей детей, к их учению независимо думать, к стимулированию их творческих проявлений. Сюда входят требования, направленные на обогащение детских музыкальных ощущений, развитие музыкальных способностей, обучение творчеству, проведение диагностики музыкальных способностей; на применение проблемных способов обучения и умения использовать их с уч том возраста детей и индивидуальных качеств; на владение умениями показать варианты исполнения музыки во всяком виде деятельности; на использование индивидуально-дифференцированный 13 подхода к детям; на использование разных видов музыкальных занятий и всех форм организации музыкальной деятельности; а в рамках нашей темы помогать организовывать музыку в быту детского сада и дома. Мобилизационная группа компетенций отражает право педагога влиять на чувствительно-волевую сферу реб нка. Сюда включен целый ряд методических компетенций, не относящихся непосредственно к нашей теме. Исключением, на наш взгляд, является умение использовать ИКТ в педагогической практике (добавим – например, в контактах с родителями). Ориентационная группа компетенций предполагает образование устойчивой системы ценностных ориентаций личности: заинтересовать детей музыкой, развить чувство и осознание ее красоты, разбудить и развить эстетические чувства; относительно нашей темы особо отметим компетенцию «сформировать у детей и их родителей отношение к музыкальному искусству, как к культурной ценности (духовной и умственной)». Добавим, что для удачного выполнения всех этих функций музыкальному руководителю нужно обладать энергичной жизненной позицией, любовью к музыке, артистизмом, сообразительностью, изобретательностью, способностью к творчеству, музыкальной культурой, эрудицией, увлеч нностью профессией. Конструктивная группа компетенций включает конструктивносодержательный (отбор и композицию учебно-воспитательного материала); конструктивно-оперативный (проектирование конструкции собственных действий и действий детей); конструктивно-материальный (проектирование учебно-физической базы для проведения работы). Согласно этому необходимо совместно с воспитателем составлять план (перспективный и поурочный, в котором, помимо остального, должны содержаться темы бесед с родителями и обозначаться аспекты работы с педагогическим коллективом. Организаторская группа компетенций: в наибольшей степени среди остальных имеет отношение к нашей теме. Это и проведение 14 индивидуального и коллективного консультирования родителей, и проведение открытых занятий и кружковой работы с детьми и их родителями, собраний, индивидуальных консультаций и бесед с родителями. Коммуникативная группа компетенций. Предполагает способность общаться, устанавливать доброжелательные отношения (не только с детьми и педагогическим коллективом, но и с родителями. Дляч этого необходимо любить детей, быть терпеливым, наблюдательным, доброжелательным, честным, уравновешенным, контактным, выдержанным, владеть культурой общения. Исследовательская группа компетенций предполагает стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных познаний и знаний. Это включает знакомство с передовым педагогическим опытом, внедрение в практику работы новейших способов и при мов обучения, посещать различные семинары, конференции и пр., проводимые в регионе; разрабатывать и применять. личные программные, методические, дидактические материалы; способствовать повышению музыкально-образовательной квалификации сотрудников ДОУ. В нашем детском саду образовательную деятельность мы осуществляем на основе рабочей программы. Для решения задач музыкального развития мы используем модель образовательной деятельности, которая включает постоянную образовательную действие, различные формы совместной деятельности учителя и детей, самостоятельные действия детей, а также взаимодействие с педагогами и родителями. Для осуществления музыкальной деятельности детей в группе организован музыкальный уголок, в котором имеются различные музыкальные инструменты, дидактические игры, портреты композиторов, советы и консультации воспитателю и т. д. Помимо групп в учреждении имеются образовательные зоны, где дети напрямую, либо непринужденно развиваются музыкально : просторный музыкальный зал, музей русского народного быта, физкультурный зал для проведения музыкальной гимнастики. Проводимая работа в данном направлении позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Работая коллективно с семьями, мы формируем у них и у большинства детей устойчивый интерес к музыкальной деятельности. Сложившаяся система работы создает предпосылки для последующего улучшения музыкального воспитания детей. Анализируя проблемы совместной деятельности музыкального руководителя и родителей в современной педагогике дошкольного образования, мы выяснили, что по требованию ФГОС взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей необходимо для достижения положительных результатов музыкального развития дошкольников. В ряду обозначенных профессиональных компетенций, необходимых музыкальному руководителю для работы с дошкольниками, его взаимодействие с родителями занимает важное место: к ним относятся информационная компетенция совместного проведения музыкальных занятий и праздников, развивающая -- помогать организовывать музыку в быту детского сада и дома, мобилизационная -- использовать ИКТ в педагогической практике, ориентационная -- сформировать у детей и их родителей отношение к музыкальному искусству, как к культурной ценности (духовной и умственной, организаторская - проведение индивидуального и коллективного консультирования родителей, и проведение открытых занятий и кружковой работы с детьми и их родителями, собраний, индивидуальных консультаций и бесед с родителями, коммуникативная - доброжелательные отношения с родителями. Это показывает, что в настоящее время значимость совместной работы музыкального руководителя с родителями существенно возрастает.

Публикации по теме:

Фотоотчёт музыкального руководителя о совместной работе с библиотекой для выявления и поддержки талантливых воспитанниковФотоотчёт музыкального руководителя о совместной работе с библиотекой для выявления и поддержки талантливых воспитанников В библиотеке юные читатели интересно проводят время вместе со своими воспитателями и библиотекарями. Библиотека любимое место для чтения,.

Конспект совместной деятельности детей и родителей «Я и моя мама»Конспект совместной деятельности детей и родителей «Я и моя мама» Конспект занятия совместной деятельности детей и их родителей. "Я и моя мама".Получения ребенком новых знаний не должен ограничиваться только.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Отчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогикеОтчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогике Отчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогике С февраля 2021 года по май мной был разработан.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

Самоанализ деятельности музыкального руководителя за 2017–2018 годСамоанализ деятельности музыкального руководителя за 2017–2018 год Работая в сельской местности, приходится часто сталкиваться с проблемой организации предметно-развивающей среды. Помещение нашего детского.

Советы музыкального руководителя для родителей «Музыка как средство укрепления здоровья детей во время самоизоляции» Все мы сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами,.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема совместной деятельности музыкального руководителя и родителей в современной педагогике дошкольного образования
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 16:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема совместной деятельности музыкального руководителя и родителей в современной педагогике дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Мария Толстых (УИ 2713937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД