Таранова Надежда
Консультация «Проблема развития музыкальной одаренности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «одарённость» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённость в психологии понимается как наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определял её как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности [4].
Публикация «Консультация „Проблема развития музыкальной одаренности в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одарённый ребёнок более восприимчив к учению и проявляет более выраженные творческие способности, чем у сверстников при прочих равных условиях. Порой за одарённость принимают возрастные достижения в развитии, которые далее нивелируются.
Преобладание идеологии в нашей стране долгое время делало невозможным психологическое изучение вопросов, связанных с детской одарённостью, с обучением и воспитанием таких детей. Бытовало мнение о равенстве возможностей и способностей, а в понятиях «задатки», «одарённость» усматривалось нечто идеалистическое, вредное. Кроме того, советская наука была практически изолирована от мировой и её достижений в данной области, и только в последние десятилетия проблема одарённости начала разрабатываться активно. Особенно это касается вопросов её выявления, разработки соответствующего диагностического инструментария.
Важной стороной данной проблемы является работа с более специальными видами одарённости, например, социальной (связанной с общением, одарённостью в какой-нибудь области науки, в технике или в каком-либо виде искусства.
Важнейшей предпосылкой одарённости к разным видам искусства (в т. ч. и музыкальному) психологи считают развитие детского восприятия как изначальной предрасположенности, врождённого свойства [2].
Проблемой развития музыкальной одарённости и музыкальных способностей занимались многие зарубежные и отечественные исследователи. В наиболее значительных зарубежных исследованиях музыкальная одарённость рассматривается в основном с точки зрения интеллектуальных ресурсов музыкального дарования. Среди отечественных исследований в этой области наиболее значимы труды Н. С. Лейтеса, Б. М. Теплова, А. М. Матюшкина. В трудах Д. К. Кирнарской, К. В. Тарасовой, Ю. А. Цагарелли, Т. Ф. Цыгульской подробно рассмотрена структура музыкальной одарённости.
Н. С. Лейтес и другие психологи считают, что проявления музыкальной одарённости не только неповторимо индивидуальны, но и в значительной мере зависят от возраста (чаще всего она проявляется уже между 3 и 5 годами). В этот период она чаще всего трактуется как проявление музыкальных способностей [2].
Согласно многим исследованиям, одарённость к музыке и рисованию может проявиться значительно раньше, чем к различным наукам, и проявляется как наличие музыкальности, которая, в свою очередь, означает особое восприятие музыки.
Неразрывна связь с общего созревания и музыкального развития – ребёнок должен слышать музыку с раннего детства, именно тогда закладываются основы восприятия. Некоторые специалисты настаивают на том, что оно начинает развиваться ещё тогда, когда малыш находится в утробе матери.
Популярными в современной психологии считаются вопросы музыкальной сензитивности, проблемы музыкальных вундеркиндов; рассматриваются критические периоды и кризисы в развитии музыкально одарённых детей.
Специалисты, непосредственно работающие с детьми, считают, что музыкально одарённых детей можно легко распознать на занятиях пением, поэтому следует активно привлекать старших дошкольников к этому виду деятельности, при этом важна систематичность.
Грамотно организованная система работы с музыкально-одарёнными детьми в ДОУ благоприятно влияет на развитие их потенциала в творчестве. Рекомендуется также активно привлекать детей к различным выступлениям, концертам, конкурсам, при этом постоянно наблюдать за их работой и анализировать достижения. Это, безусловно, способствует раскрытию и развитию их внутреннего и личностного потенциала. Необходимо также взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями [1].
Музыкальный руководитель должен не только раскрыть потенциал одарённого ребёнка, но и развивать его. В ДОУ для этого можно использовать следующие виды музыкально деятельности : постановка различных сценок с музыкальными номерами (это могут быть как сюжеты сказок, так и стихотворных произведений, жизненных ситуаций и пр.); организация инструментального ансамбля; различные звуковые эксперименты с использованием предметов-заместителей; наложение танцевальных движений на разную музыку (подбираются произведения различного характера для того, чтобы проиллюстрировать в танце определённое настроение, выразить эмоции). Для детей с ярко выраженной одарённостью можно усложнить задание, например: подбор музыкальных фрагментов под настроение.
По мнению Б. М. Теплова, в основе музыкальной одарённости лежит способность к эмоциональному отклику на музыку, к её «переживанию». Однако для того, чтобы не просто слушать, а именно слышать музыку, необходим целый комплекс способностей. Это и музыкальный слух, и чувство ритма, а также музыкальная память и воображение [4].
Сторонники теории множественного интеллекта полагают, что эти способности присущи так называемому «музыкальному интеллекту», который, как отмечает целый ряд авторов (Э. Б. Абдуллин, Г. М. Цыпин, В. Д. Шадриков, связан с развитием познавательных процессов. Так, связь с ощущениями прослеживается в том, что характеристики звука (высота, сила, тембр, длительность) в определённой последовательности могут вызвать разнообразные эмоциональные переживания. Музыка сама по себе не может выражать страх, но за счет её движения, тона, ритмического построения и т. п. может вызвать беспокойство, тревогу или наоборот – способствовать возникновению положительных эмоций.
Связь с воображением у музыкальной одарённости двусторонняя. С одной стороны – её наличие способствует развитию фантазии, творчества, а с другой – развитое воображение обеспечивает креативный подход к восприятию музыкальных произведений и даже их созданию.
Память необходима для запечатления музыкальных произведений и фрагментов. Двигательная необходима для игры на инструментах, запоминания ритмических движений. Естественная способность и даже потребность маленьких детей синтезировать музыку и движение лежит в основе разработки новых технологий, построенных на использовании движений тела под музыку, под стихотворный ритм как средства развития общего интеллекта.
Эмоциональная память, с помощью которой запечатлеваются чувственные, эмоционального состояния, помогает развитию эмоциональных реакций на музыкальные произведения. Слуховая память фиксирует различные звуковые характеристики инструментов и голосов исполнителей, а зрительная – символы и знаки, связанные с обозначением музыкального произведения.
Б. М. Теплов говорил, что «способность к слуховому представлению», является основным ядром музыкальной памяти и музыкального воображения [4].
Развитое мышление проявляется как в исполнительской, так и в сочинительской деятельности. Богатство образов творческого мышления и воображения обеспечивает в целом интеллектуальное развитие ребёнка и в частности – его музыкальных способностей.
Важной задачей специалистов ДОУ является создание условий, при которых музыкальная одарённость будет развиваться. Для этого музыкальный руководитель должен знать некоторые психологические особенности музыкально одарённых детей (например, тактичность, ранимость, артистичность, болезненное отношение к критике, развитое воображение и творческое мышление). Кроме того, следует использовать в своей работе с одарё нными детьми различные методы: психодинамические тренинги с реакцией ребёнка на музыкальные звуки; наблюдение за детьми во время прослушивания и исполнения музыкальных произведений [3].
Важной проблемой на сегодняшний день является диагностика музыкальной одарённости, т. к. чёткие критерии её до сих пор не определены. Многие исследователи склоняются к мысли, что это не представляется возможным. В ДШИ (детских школах искусств) существуют методики определения уровня музыкальных способностей в младшем школьном возрасте. Для детей дошкольного возраста основными методами являются наблюдение, которое систематически проводит на занятиях музыкальный руководитель, а также выполнение специально подобранных заданий.
К таким заданиям относятся, например: подпевание за руководителем музыкальных фраз; выполнение движений, соответствующих данному музыкальному фрагменту; называние музыкальных инструментов (младшая группа). Для старшей группы задания могут быть такими: определение жанра музыкального произведения; пение в сопровождении музыкального инструмента; выполнение ритмических движений в соответствии с характером и динамикой музыки; проигрывание мелодии на металлофоне; самостоятельная инсценировка содержания песен.
Музыкальную одарённость детей необходимо правильно распознавать, развивать и поддерживать, создавая оптимальные условия как в ДОУ, так и на других уровнях образовательной системы.