Папки-передвижки

Проблема развития интонирования у детей дошкольного возраста

Татьяна Веселова
Проблема развития интонирования у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ №114 «ПОДСОЛНУШЕК»

Проблема развития интонирования у детей дошкольного возраста

(гудошники)

Выполнила: Веселова Т. Б.

Г. Нижний Новгород

2020 год

Содержание:

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Описание упражнений по предложенной методике

2. Практическая часть

3. Список литературы

Введение

Публикация «Проблема развития интонирования у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста актуальна и в данное время, иначе детей с проблемой не развитого музыкального слуха называют «гудошники».

Гудошники – это дети, которые не могут чисто интонировать, поют «говорком».

Они чаще всего гудят в пределах двух или трех звуков – по этому они имеют данное название. Обычно эти дети в моменты произнесения речи используют, так называемую, грудную манеру голосообразования. Речь у детей «гудошников», чаще всего, монотонная, не имеющая интонационных различий, их звуковой диапазон находится в пределах примарных тонов (примарные тона – это «природные» звуки голоса, самые удобные звуки, которые не требуют физических училий при воспроизведении).Те же самые проблемы возникают у ребенка в моменты пения – они используют привычную манеру воспроизведения звуков, используют грудной, уже наработанный механизм фонации. Гудошники не могу выходить за пределы удобных, примарных тонов, так как не умеют управлять своими голосовыми складками для воспроизведения более высоких или низких звуков.

Эта проблема актуальна, так как дети «гудошники» довольно часто встречаются на практике, они присутствуют почти в каждой группе в детском саду, так же часто они встречаются в системе дополнительного образование. Эта проблема актуальна, так как не научившись выходить из зоны примарных тонов, ребенок несет эту проблему далее – в более старшем возрасте. Бывает, дети пытаются поступить в музыкальную школу – они имеют чувство ритма, чувство эмоциональной отзывчивости, они даже различают интонации – умеют услышать какие то изменения в мелодии, но не могут чисто проинтонировать.

Существует мнение, что эта проблема возникает из за отсутствии координации, согласованности между слухом и голосом ребенка. Исправление данной проблемы возможно, при применении специально разработанных методик, и в подавляющем большинстве происходит быстро и дает положительные результаты.

С такими детьми наибольшего результата возможно достигнуть путем индивидуальных занятий. На данных занятиях целесообразно разучивать специальные попевки, постоянно обращать внимание ребенка на его пение – учить реагировать на свой звук.

Встречается так же проблема чистоты интонирования у детей, поступивших на первый год обучения – чаще всего это проблема времени. Путем занятий дети овладевают своим голосом, учатся различать звуковысотность и корректируют издаваемые звуки. Если некоторые дети продолжают «гудеть» - это более сложный случай. Необходимо выяснить, что именно мешает ребенку правильно петь. Причина может быть и эмоционального плана: стеснительность, общая вялость, гиперактивность, напряжение корпуса, лица, артикуляционного аппарата, неумение петь в коллективе (если это групповое занятие) и различные заболевания как голосового аппарата, так и общего характера. Все это можно выявить путем диагностики.

Над проблемой развития музыкального слуха и певческих навыков и способностей детей дошкольного возраста работали такие музыканты – педагоги, как: Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова и многие другие выдающиеся личности. Рассмотрим методическое пособие для развития музыкального слуха и вокальных данных, автором которой является Д. Е. Огороднов.

1. Система работы с детьми – гудошниками Д. Е. Огороднова

Данное методическое пособие было разработано в 1994 году. Данная методика рассчитана для любого состава исполнителей – сольное исполнение, ансамблевое, хоровое; данная методика эффективна для любых возрастов – младшие школьники, начальная школа, средняя школа, старшая школа, взрослые. Главная задача методики – это бережное воспитание голоса, постепенное выявление и бережное обогащение естественного тембра – и это является основой комплексного развития музыкальных данных обучающихся.

В методике Огороднова задействованы различные педагогические обороты: программированное обучение с минимальным шагом программы, применение наглядных схем – что позволяет активизировать обучение даже самых трудно обучающихся, занятие могут проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Введение наглядных схем (картинок) в обучении детей дошкольного возраста – целесообразный прием, так как это помогает не только сконцентрировать, привлечь внимание обучающихся, но так же и способствует достижению мышечной свободы в пении, что так же не маловажно.

Так же в данной методике предусмотрены еще два дидактических метода обучение:

1. Художественное тактирование – развивающее метроритмические чувства

2. Ладо – вокальные жесты (руками показывается движение мелодии – выше, ниже, благодаря которым воспитываются ладо – функциональные чувства.

Применение данных дидактических методов в комплексе способствуют развитию всех видов музыкальных способностей у школьников.

В дошкольном возрасте применение данных дидактических приемов в комплексе при обучении пению и при решении проблемы гудошников достаточно актуально, так как благодаря данным упражнением развивается координация, дошкольник учится управлять голосовым аппаратом, руками, и всем телом.

На занятиях данные упражнения доводятся до автоматизма, что помогает на более позднем этапе обучения уделять внимание так же и художественной части музыкальных произведений – учащиеся учатся свободно музицировать, не теряя чистоту интонирования.

Так же, как показывает опыт, с помощью данной методики легче даются теоретические навыки, не только практические.

Так же автор рекомендует вести мониторинг творческого роста обучающихся – как индивидуально, так и всей группы детей в целом.

Автор утверждает что музыка, являясь эмоциональной сферой, тесно связанна с двигательной деятельностью. Отсюда в упражнениях задействованы руки.

Это так же утверждается тем, что за работу голосового аппарата отвечает кора головного мозга, как и за работу кистей рук.

«Кроме того, выяснено, что движения кистей рук настолько связаны с движениями голосового аппарата, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат» Д. Е. Огороднов.

Исходя из всего этого Огороднов и предлагает координировать, согласовывать работу голосового аппарата и рук.

Детям дошкольного возраста довольно интересен этот прием, при этом у них не только координируются движения но так же и визуализируется мелодия – они обращают внимание на изменении тонов в мелодии – какой тон более высокий, какой тон более низкий. С помощью данного приема дети акцентируют внимание на какой высоте должен быть звук, какой звук нужно спеть более тоньше, какой более ниже.

На занятиях следует обращать внимание на качество действий а не на их количество.

Основа двигательной памяти – следы в коре головного мозга от движения мышц, следовательно если следы четкие и ясные, то и вокальные навыки в процессе обучения с движениями будут формироваться и закрепляться легче и на более длительное время.

Так как воспроизведение звуковысотных отношений является более сложной задачей, чем метроритм, автор предлагает использовать метод тактирования, который подготавливает слух и голос к исполнению звуков на разной высоте, в ритме.

Для дошкольников берутся самые примитивные упражнения. Разучиваются упражнения пошагово, постепенно, по мере усвоения. Благодаря движениям рук в процессе обучения задействован игровой элемент, что немаловажно при обучении детей дошкольного возраста.

Упражнения проводятся как в группе так и индивидуально, при чем индивидуальные занятия обязательны с детьми, у которых «гудение» проявляется ярко и занятия в группе им не помогают.

1.1 Упражнения для развития интонирования у детей «гудошников» :

1. Пение звуков на гласную «У» приемом стаккато (на слабой доле такта, с постепенным повышением и с переходом на легато (для естественного характера звучания, для непринужденного звукоизвлечения).

2. При пении на гласной «У» положение рта – широко открытого (происходит расслабление нижней челюсти и гортань освобождается от лишнего напряжения)

3. Певческое задание, данное ребенку, подкрепляется зрительно (наглядно)

4. Звук, который дается за образец, звучит в ярко выраженной высокой певческой позиции

5. Задания ребенку даются в художественной или игровой форме, к примеру – «ответ кукушки»

6. В классе необходимо создать атмосферу доброжелательности и спокойствия, так развитие «гудящих» учеников не будет замедлять стеснение и чувство стыда, так же учителю необходимо поощрять любой успех «гудящего

Если ребенок не может выполнить упражнение, необходимо применить следующее:

7. Уши плотно закрываются ладонями рук, ушные раковины приглаживая вперед, и выполняются упражнения.

При выполнении данного приема через слух разрываются привычные неверные обратные нервные связи, а так же данная локализация ушной раковины делает резонатор обертонов высокой частоты более специализированным – облегчается использование головного резонатора и легче находятся верные певческие тона.

2. Практическая часть

Упражнения из системы Огородного я использую в группе детей дошкольного возраста 1 учебный год.

При начале обучения провела мониторинг слуховых и интонационных данных детей :

Ф. И. О. Данные

Валерия Певческий диапазон ре-ми первой октавы, остальные звуки воспроизводятся после большого количества попыток – «фа», «соль», «ля», остальные звуки не даются – «гудит», проговаривает, ритм воспроизводит достаточно точно, допустив небольшое количество ошибок, различает мажорный и минорный лад, память не развита – краткосрочная

Владислав Воспроизводит после нескольких попыток ноту «ми» первой октавы, остальные звуки не даются – «гудит», проговаривает, усваиваются только самые простые ритмические рисунки – все восьмые, все четвертные, одна четверть – две восьмые, либо две восьмые – одна четверть, различает мажорный и минорный лад, музыкальная память не развита

Елизавета Ярко выраженный речевой эффект – плохо проговаривает согласные звуки, воспроизводит звуки «ре, «ми», «фа» первой октавы, звуки «соль» и «ля» первой октавы даются очень тяжело, остальные звуки не даются – проговаривает, повторяет простые ритмические рисунки, различает мажорный и минорный лад, достаточно точно запоминает слова и ход мелодии (вверх или вниз)

Екатерина «Гудит», проговаривает все звуки очень низко либо в речевом диапазоне, ритмические рисунки повторяет не точно, не точно запоминает текст, не очень хорошо запоминает ход мелодии, различает мажорный и минорный лад, память и внимание не устойчивые

Милана «Гудит», проговаривает все звуки очень низко либо в речевом диапазоне, ритмические рисунки повторяет не точно, не точно запоминает текст, не очень хорошо запоминает ход мелодии, различает мажорный и минорный лад, память и внимание не устойчивые

Анастасия Воспроизводит звуки «ми», «фа», «соль», «ля», «си» первой октавы, остальные звуки даются тяжело, ритмические рисунки повторяет достаточно точно, допустив небольшое количество ошибок, различает мажорный и минорный лад, память и внимание не устойчивые

Дарья Певческий диапазон «ре», «ми» «фа», «соль» первой октавы, остальные звуки не даются – «гудит», проговаривает, ритм воспроизводит достаточно точно, допустив небольшое количество ошибок, различает мажорный и минорный лад, память достаточно развита – запоминает движение мелодии (вверх, вниз, запоминает слова

Александр Певческий диапазон «ми», «фа» первой октавы, остальные звуки проговаривает, ритм воспроизводит достаточно точно, допустив небольшое количество ошибок, различает мажорный и минорный лад, память достаточно развита – хорошо запоминает текст песен и ход мелодии (вверх, вниз)

Кирилл Певческий диапазон «ми», «фа» первой октавы, остальные звуки проговаривает, ритм воспроизводит достаточно точно, допустив небольшое количество ошибок, различает мажорный и минорный лад, память достаточно развита – хорошо запоминает текст песен и ход мелодии (вверх, вниз)

Вывод: дети дошкольного возраста (4-5 лет) могут отличить лад – мажорный от минорного, могут воспроизвести звуки, находящиеся в примарной зоне – «ми», «фа» первой октавы, у кого то певческий диапазон немного больше, только один ребенок может исполнить звук «си» первой октавы, и никто не исполняет звуков выше. Ниже звука «ре» первой октавы воспроизводить звуки дети не могут, большинство детей могут повторить простейшие ритмические рисунки и могут запомнить движение мелодии (вверх или вниз, три ребенка являются ярко выраженными «гудошниками».

Занятия в группе детей дошкольного возраста велись 2 раза в неделю по 30 минут.

План занятия:

1. Распевка (5 минут)

2. Упражнения для развития интонационных навыков у «гудошников» Огородного (10 минут один раз в неделю)

3. Знакомство с новым репертуаром (10\20 минут)

4. Повтор старого репертуара (5 минут)

Упражнения для развития слуха у «гудошников» по системе Огородного проводились 1 раз в неделю.

Упражнения проводились по порядку, перечисленному в разделе 1.1.

Мониторинг слуховых и интонационных навыков у детей группы дошкольного возраста по окончанию учебного года:

Ф. И. О. Данные

Валерия Певческий диапазон «до» первой октавы – «ре» второй октавы, ритм воспроизводит достаточно точно, различает мажорный и минорный лад, память более долговременная.

Владислав При сольном пении чисто пропевает звуки первой октавы, верно выполняет почти все ритмические рисунки при пении, различает мажорный и минорный лад, память более долговременная.

Елизавета Четче проговаривает некоторые согласные звуки,певческий диапазон «ре» первой октавы – «ре» второй октавы, повторяет простые ритмические рисунки, различает мажорный и минорный лад, достаточно точно запоминает слова и ход мелодии (вверх или вниз)

Екатерина Научилась пользоваться головным регистром при пении, певческий диапазон «ре» первой октавы» - «до» второй октавы, память более долговременная, различает мажорный и минорный лад.

Милана Научилась пользоваться головным регистром при пении – но педагогу нужно постоянно контролировать интонации, так как ребенок переходит на проговаривание, память более долговременная, различает мажорный и минорный лад.

Анастасия Певческий диапазон «до» первой октавы – «ре» второй октавы, ритмические рисунки повторяет точно, различает мажорный и минорный лад, память более долговременная.

Дарья Певческий диапазон «до» первой октавы – «ре» второй октавы, ритм воспроизводит точно, различает мажорный и минорный лад, память достаточно развита.

Александр Певческий диапазон «ре» первой октавы – «до» второй октавы, ритм воспроизводит точно, различает мажорный и минорный лад, память достаточно развита.

Кирилл Певческий диапазон «до» первой октавы – «ре второй октавы», ритм воспроизводит точно, различает мажорный и минорный лад, память достаточно развита.

Вывод: методика Огородного помогает детям дошкольного возраста развивать слух и интонационные навыки.

Рекомендации на будущее обучение: продолжать занятия пением, петь дома с ребенком разученные песни, обращая внимание на звукоизвлечение – напоминать ребенку о головном резонаторе, высокие звуки просить исполнить «тоненько», «высоко», не допускать крика или разговорной речи во время пения, следить за здоровьем голосового аппарата и головных резонаторов – не петь и не кричать ребенку во время заболевания.

Список литературы:

1. Д. Е. Огороднов «МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОГРАММА

КАК МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ». МОСКВА — 1994 г.

2. Теория и методика музыкального воспитания Н. А. Ветлугина

3. Избранные труды Б. М. Теплов

4. М. П. Павлова. «Педагогические воззрения А. С. Макаренко»

5. Н. Е. Ковалев и др. «Введение в педагогику»

6. А. А. Люблинская. «Детская психология»

7. Петровский А. В. и Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива»

8. Б. М. Теплов. «Способности и одаренность»

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития интонирования у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2020 в 20:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема развития интонирования у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Веселова (УИ 766624) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД