Елена Сухова
«Проблема фонематической дисграфии у младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения письменной речи
Собирательный термин для обозначения уклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, целиком или отчасти мешающих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека - нарушения речи. Как правило, они установлены уклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут проявлять воздействие на психическое развитие. Разнообразные, не всегда взаимозаменяемые термины употребляются специалистами для их обозначения - речевая патология, расстройства речи, дефекты речи, недоразвитие речи, недостатки речи, речевые уклонения.
Публикация «„Проблема фонематической дисграфии у младших школьников“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие фонематического слуха
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Дети с психофизическими отклонениями разнообразной выраженности, призывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи относятся к детям с нарушениями речи. От иных категорий детей с особенными нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др. нужно выделение этих дифференцирующих признаков.
Среди причин, которые призывают нарушения речи, различают физиологические и социальные факторы риска. Патогенные факторы, которые влияют главным образом в этап внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п., а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) представляют собой Биологические причины развития речевых нарушений. Речевые нарушения, возникнув под воздействием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут негативно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка.
В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и вероятные речевые уклонения от нормы, которые вызваны возрастными особенностями формирования речи или обстоятельствами внешней среды (социально-психологические факторы. Социально-психологические факторы риска связаны основным образом с психической депривацией детей. Негативное влияние на речевое развитие могут оказывать необходимость освоения ребенком младшего дошкольного возраста синхронно двух языковых систем, ненужная стимуляция речевого развития ребенка. А также неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В итоге действия этих причин у ребенка могут встречаться нарушения развития разнообразных сторон речи.
Следующими терминами обозначают патологию письма: аграфия (от греч. а - частица, означающая отрицание, grapho - пишу) - полная неспособность к освоению письма и дисграфия (от греч. dis - приставка, обозначающая расстройство, grapho - пишу) - специфическое нарушение письма.
Алексией называют недостатки чтения (от греч. а - частица, означающая отрицание, и lego - читаю) - полная неспособность к усвоению
чтения и дислексией - специфическое нарушение чтения. В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.
Как правило у детей с III уровнем речевого развития возникают дисграфия и дислексия, так как при тяжелых формах общего речевого недоразвития (I и II уровни) они оказываются не в состоянии овладеть письмом и чтением. Для подготовки таких детей к обучению письменной речи нужны систематические, в течение ряда лет, занятия по развитию их устной речи. Это разъясняется тем, что дети мало различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме, того, обладая крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает смыслов некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. К пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др приводит недостаточная сформированность грамматического строя речи.
Итак, в данное время определено, что нарушения письма и чтения у детей появляются в итоге уклонений в развитии устной речи: несформированности в совершенной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Такое разъяснение причин нарушений письменной речи у детей прочно утвердилось в советской логопедии. Также большинством зарубежных исследователей (С. Борель-Мэзонни, Р. Беккер и др.) оно принято. На ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия подразделяются дети с нарушениями речи. Глубокие нарушения разнообразных сторон речи, которые ограничивают возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические уклонения со стороны иных высших психических функций - внимания, памяти, воображения, вербально-логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые нередко осложняют картину речевого нарушения ребенка. С формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и иных высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора связана качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка.
Нынешние классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков анализируются в разных аспектах:
* в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). Степень выраженности ряда речевых дефектов выделяется на этой основе. К нейропсихологическому направлению в изучении речевых нарушений близок такой подход и употребляется наиболее широко в комплексных изучениях детей школьного возраста и подростков;
* в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и свойственные симптомокомплексы речевых нарушений.
В процессе обучения письменной речью завладевают целеустремленно. В процессе практического общения ребенка со взрослыми развивается устная речь, главным образом на основе имитирования. Участие большего количества анализаторов (зрительно-слухо-моторной) характеризует письменную речь. К подбору слов, к построению фраз более высокие запросы в письменной речи. Без коррекции со стороны (собеседника) протекает письменная речь. Живых средств общения - мимики, жестов лишена письменная речь. Монолог является единицей письменной речи. Письменная речь контекстна, сама себя порождает, активизирует и контролирует. Она абстрактна, дискретна, членима на наименьшие сегменты, буквы.
автор Сухова Е. В.