Папки-передвижки

Проблема формирования представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста в истории педагогики

Анастасия Журавлева
Проблема формирования представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста в истории педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей современного образования, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы экологического сознания и отношения к окружающему миру. Важность данной темы была осознана еще в начале XX века, когда педагоги и психологи начали уделять внимание не только интеллектуальному развитию детей, но и их эмоциональному и нравственному воспитанию через взаимодействие с природой. В истории педагогики можно выделить несколько ключевых подходов, которые способствовали формированию представлений о природе у детей. Например, идеи Яна Амоса Коменского о том, что обучение должно основываться на непосредственном опыте, стали основополагающими для дальнейших исследований в области детской психологии и педагогики. Коменский подчеркивал важность наблюдения за природой, что, безусловно, актуально и в наше время, когда дети все чаще оторваны от естественной среды обитания.

Современные психолого-педагогические исследования подтверждают, что непосредственный контакт с природой способствует не только формированию знаний о ней, но и развитию эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия и экологической ответственности. Важным аспектом является то, что представления о природе формируются не в изоляции, а в контексте культурных и социальных факторов, которые влияют на восприятие окружающего мира. В этом контексте следует отметить, что родной край — это не только физическое пространство, но и культурное наследие, которое включает в себя традиции, обычаи, фольклор и язык. Дети, растущие в определенной культурной среде, воспринимают природу через призму этих факторов, что делает процесс формирования представлений о природе более многогранным и сложным [9].

Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста обладают ярким воображением и стремлением к познанию, что делает их особенно восприимчивыми к обучению через игру и практическую деятельность. В этом возрасте у детей активно развиваются навыки наблюдения, анализа и обобщения, что позволяет им строить более сложные и глубокие представления о природе. Программы, направленные на изучение природы родного края, должны учитывать эти особенности, предлагая детям разнообразные формы деятельности — от экскурсий и прогулок на свежем воздухе до практических занятий по сбору природных материалов и созданию поделок. Такие занятия способствуют не только развитию познавательных интересов, но и формированию эмоциональной связи с родным краем [7].

В современных условиях, когда экология становится одной из наиболее актуальных тем, важно не только передавать детям знания о природе, но и формировать у них ответственное отношение к окружающей среде. Исследования показывают, что дети, которые имеют возможность взаимодействовать с природой, становятся более чувствительными к экологическим проблемам и более склонными к действиям, направленным на их решение. Это подчеркивает необходимость интеграции экологического образования в процесс формирования представлений о природе родного края. Важно, чтобы дети не просто знали о природе, но и понимали свою роль в ее сохранении, что в дальнейшем может стать основой для формирования активной гражданской позиции [2].

Кроме того, необходимо учитывать и индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Каждый ребенок уникален, и подходы к формированию представлений о природе должны быть адаптированы под конкретные потребности и возможности. Это может включать использование различных методов и форм обучения, таких как проектная деятельность, исследовательские задания, практические эксперименты, которые позволяют детям не только получать знания, но и применять их на практике. Важно, чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным, что поможет детям лучше усваивать материал и развивать свои способности.

Таким образом, формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста — это многогранный процесс, который требует комплексного подхода. Важно не только передавать знания, но и создавать условия для активного взаимодействия детей с природой, что позволит им развивать свои познавательные и эмоциональные способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы адаптировать свои методы и подходы в зависимости от конкретной ситуации и потребностей детей, что позволит максимально эффективно реализовать образовательные цели. В конечном итоге, успешное формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста станет основой для их дальнейшего развития как ответственных и активных граждан, способных заботиться о своем окружении и сохранять природное наследие для будущих поколений.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема формирования представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста в истории педагогики
Опубликовано: 14 января 2025 в 20:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема формирования представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста в истории педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Журавлева (УИ 1563258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД