Нестерова
Сюжетно-ролевые игры в ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры в ДО
Игра - естественный для ребёнка вид деятельности, она позволяет ребёнку удовлетворить свои потребности, выразить свои желания, ему открывается широкий простор для проявления активности, самодеятельности.
Основным мотивом игры в дошкольном возрасте является интерес ребёнка к деятельности взрослых, стремление приобщиться к ней, воспроизвести её особенности, почувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и моделируют, перестраивают её.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры в ДО» размещена в разделах
Сюжетно-ролевая игра возникает на основе предметных игр и связана с наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей.
Основными особенностями сюжетно - ролевой игры являются :
Соблюдение правил.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется
положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и пра вилам поведения в обществе.
Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно - ролевой игре. Игра - это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взросл ых отношений. Для осуществления замысла сюжетно - ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
В сюжетно - ролевой игре идёт эмоциональное развитие.
Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде».Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребё нок не притворяется : мама по-настоящему любит свою дочку -куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию то варица. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства.
Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Сюжетно - ролевая игра - это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.
В ходе сюжетно - ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
У старших дошкольников возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. При этом наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.
Дети объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.
Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.
Выводы:
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость
Особенностью сюжетно-ролевой игры- наличие в ней воображаемой ситуации.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер.
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.
Сюжетно - ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка.
Таким образом, дорогие родители, чаще играйте с детьми, усложняйте и развивайте интересующий ребенка сюжет ролевых игр. Не стесняйтесь играть роль маленького ребенка, пусть ваше чадо на время побудет на вашем месте в роли взрослого человека, с его правилами, трудностями и переживаниями.