Коновалова Наталья Владимировна
Приёмы рефлексии
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование рефлексии - длительный, многогранный процесс. На начальных этапах формирования личностной рефлексии, дети могут анализировать собственные действия, переживания, мысли и т. п., заканчивая высказывания, предложенные учителем. Например: «Думаю, что…», «Моё отношение…», «Я чувствую», «Я думаю, … произошло потому, что…» и т. п.
Приём «Мордашки».
Публикация «Приёмы рефлексии» размещена в разделах
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на раз-личных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся. Этот элементарный приём поможет детям научиться анализировать своё эмоциональное состояние, даст учителю более полное представление о психологическом климате на уроке, и будет способствовать дальнейшему развитию самоанализа, развитию личностной рефлексии.
Интересным является приём «Зеркало». В классе на видном месте вывешивается лист ватмана, на котором обозначены темы, рядом крепится маркер. Каждый ученик может в течение дня написать то, что он думает по предложенным темам:
1) одобряю, критикую, предлагаю, сделал;
2) понял про себя, понял про других, не понял про себя, не понял про других. Во время взаимодействия, общения между учениками могут возникать конфликтные ситуации, которые приведут к выплеску негативных эмоций. Также могут возникнуть и положительные эмоции. Эти эмоции бывают настолько сильны, что нарушают учебный процесс, поэтому плюсом данного приёма является то, что ученик, делая запись, переводит своё эмоциональное состояние в когнитивное. Также «Зеркало» поможет ученикам узнать, как они выглядят в глазах одноклассников, скорректировать своё поведение во избежание возможных конфликтов.
Приём «Пятерочка».
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо выска-зать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
Этот приём поможет ребёнку научиться выделять наиболее значимые для него сведения, анализировать своё эмоциональное состояние, предлагать различные варианты действий в той или иной ситуации.
Для развития умения оценивать себя, выявления когнитивной и эмоциональной составляющей самооценки, рефлексивно-критического отношения младшего подростка к себе может быть использована методика Т. В. Дембо - С. Л. Рубинштейна «Лесенка». Ребёнку предлагаются карточки с лестницами, состоящими из 9 ступеней, соответствующих девяти ступеням выраженности оцениваемого качества. Например: 1. Самые общительные; 2. Очень общительные; 3. Общительные; 4. Более или менее общительные; 5. Средне общительные; 6. Более или менее необщительные; 7. Необщительные; 8. Очень необщительные; 9. Самые необщительные. Младший школьник должен определить своё место на этой лестнице.
Испытуемому можно предложить оценить себя по различным критериям: уму, дружелюбности, здоровью, счастью, смелости и т. п.
В итоговой части урока для развития не только личностной, но и интеллектуальной, и сенсорной рефлексии младшим школьникам можно предложить:
- найти своё место на лесенке успеха сегодняшнего урока (приём тож-дественный методике «Лесенка», описанной выше) :
нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - мне всё удалось;
- выразить свое удовлетворение от выполненной работы или настроение на уроке цветом, каким-либо символом;
- определить уровень интереса, легкости выполнения заданий на шкале или соответствующим знаком;
- высказать благодарность однокласснику, группе ребят за какое-либо действие или поступок.
Данные приёмы целесообразно использовать в первом классе. В последующих классах младшие школьники могут рефлексировать и адекватно оценивать свое участие в исследовании, в решении любой учебной задачи; оценивать уровень овладения материалом или способом действия; творчески выражать образ урока (словесно или в рисунке).
Приём, который подойдёт для развития рефлексии в любом классе начального звена - приём «Если бы я был…». Младшие школьники должны закончить предложение: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы.» :
Исправил.
Сделал.
Добавил.
Похвалил.
Учащиеся четвёртого класса могут по желанию написать рефлексивные сочинения на нравственные темы: «Мои увлечения в этом году», «Кем я хочу стать», «Чего я достиг за этот год», «Трудности, с которыми мне довелось столкнуться», «Как я изменился за этот учебный год» и др. Такие работы выполняются дома или в группе продленного дня.
Можно предложить детям игру «Магазин». Товары, которые принимает продавец, - это человеческие качества. Учащиеся записывают на карточки черты своего характера как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. Целью этого упражнения является выявление значимых личностных качеств, формирование навыков самоанализа, самокритики, развитие личностной рефлексии.
Следующий приём для развития рефлексии, приемлемый в начальной школе – это концентрация. Концентрация - это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием. Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах.
Ещё один приём, который будет способствовать развитию личностной рефлексии - это релаксация. Релаксация - это физическое и психическое рас-слабление. Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться.
Правила расслабления: примите удобную позу (сидя, например, в кресле, закройте глаза и начните делать глубокий вдох и медленно выдыхайте ртом, снимите накопленное напряжение, усталость.
Конечно, для младших школьников релаксация - не самый простой приём, но эта способность пригодится им в дальнейшей жизни:
- для подготовки тела и психики к углублённому самопознанию, самовнушению;
- в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания;
- в ответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение.
1. Медникова Л. А. Рефлексивная деятельность младшего школьника / Л. А. Медникова // Начальная школа До и После. – 2008. – №1. – С. 72-75.
2. Ушева Т. Ф. Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы / Ушева Т. Ф. // Начальная школа. – 2011. – №11. – С. 65-70.