Татьяна Соболева
Приёмы работы с родителями в рамках реализации совместных образовательных проектов
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ №209 – это детский сад компенсирующего вида, который имеет группы оздоровительной направленности для соматически ослабленных детей и детей с туберкулёзной интоксикацией, а также группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Это значит, что более 50% детей нуждаются в особой помощи - в коррекции, реабилитации и социальной адаптации. Именно поэтому специалисты ДОУ находятся в тесном взаимодействии друг с другом, используя различные методы и технологии развития и поддержки детей с подобными проблемами. В процессе этого взаимодействия и родилась творческая группа, в составе которой логопеды, педагог-психолог и музыкальный руководитель, а вместе с ней родилась и идея активного включения родителей в развитие и коррекцию своих детей.
Публикация «Приёмы работы с родителями в рамках реализации совместных образовательных проектов» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Одним из требований ФГОС является создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, в частности посредством создания образовательных проектов, совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. На основе этих требований в нашем детском саду был запущен проект «Семейные ценности».
Цели проекта :
Обмен опытом между семьями воспитанников в организации активного досуга, оздоровления детей.
Осознанное и заинтересованное включение детей и их родителей в процесс коррекции и профилактики речевых нарушений.
В рамках реализации проекта были проведены конкурсы семейных стенгазет по следующим темам: «Я и моя семья», «Мои веселые каникулы», «Мои увлечения». Родители вместе с детьми в свободной творческой форме, с фотографиями, рисунками и забавными подписями готовили стенгазету о том, как они провели зимние праздники, или летние каникулы, или чем они всей семьёй любят заниматься. Подобные выставки стенгазет способствуют обмену опытом по оздоровлению и организации способов досуга для детей, а также делает общение родителей в группе неформальным.
Проекты «Моя семья в истории Красноярского края» и «Моё семейное древо» проводились в рамках Городской Недели психологии и были направлены на становление семейных ценностей и уважение традиций своей семьи. Каждая семья оформляла своё семейное древо и рассказывала о своих близких, дедушках, бабушках, кем они были по профессии и как принимали участие в развитии Красноярского края. Таки образом, дети узнали о своих корнях, а родители получили новую тему и возможность для обсуждения и изучения со своими детьми.
Также проводились семейные викторины «По дорогам сказок», «Умники и умницы», «Я живу в Красноярске», в которых принимали участие семейные команды – показывали свою эрудицию, свои знания. Кроме этого мы проводим конкурсы чтецов, поэтические вечера по определённым темам, в которых дети являются активными участниками, а родители привлечены как зрители.
Подобные формы работы с семьёй способствуют более продуктивному, наполненному смыслом общению родителей с детьми, более доверительным взаимоотношениям. Ведь именно в дошкольном детстве формируется ценность семьи, теплота внутрисемейных взаимоотношений, взаимопонимание и взаимоуважение.
Эти мероприятия выявили активное желание родителей в новой творческой работе совместно с детьми. Идея использовать в этой работе театрализацию пришла сразу, т. к. ведущим видом деятельности дошкольника является игра, а театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Тогда нами была предложена постановка сказки «Гуси-лебеди», где дети и их родители выступали, как актёры. Чтобы наполнить спектакль коррекционным содержанием в сценарий нами были включены логопедические задания для зрителей (детей старшей и подготовительной группы, выполняя которые, они помогали героям сказки.
Главными задачами данного мероприятия были:
Организовать творческое взаимодействие детей и взрослых.
Создать атмосферу партнерства и сотрудничества между актерами: родителями и детьми.
Развивать самоконтроль и ответственность у детей-актеров.
Содействовать преодолению замкнутости и речевого негативизма у детей логопатов.
Мотивировать активное участие зрителей-детей в сказке через решение различных речевых заданий.
Обогащать знания родителей о способах и приемах развития речи у детей.
В работе над спектаклем участвовали 9 семейных пар (мама и ребенок) : учили роли, танцы, песни, некоторые изготавливали себе костюмы. В процессе репетиций родители и дети совместно творчески взаимодействовали, создавая атмосферу партнерства, взаимопомощи, взаимного приятия и уважения друг к другу.
В ходе работы над спектаклем родители лучше понимали речевые и психологические проблемы ребенка и пытались вместе со специалистами найти эффективные методы их устранения. Таким образом, мы пришли к выводу, что совместная театральная деятельность взрослых и детей стимулирует и активизирует речевые навыки, раскрывает способности, повышает самооценку и развивает творческий потенциал детей с речевыми нарушениями.
Новым для нас также было активное участие зрителей: через выполнение различных видов заданий зрители помогали героям сказки. Задания направлены на развитие фонематического слуха, зрительной памяти и внимания, навыков самоконтроля, активизацию словарного запаса. Включаясь в сказочный сюжет, дети показывали умение переносить знания и умения во внеучебные ситуации.
Мы убедились в том, что театр, как площадка взаимодействия между детьми, а также между детьми и взрослыми - очень эффективен, поэтому решили далее развивать эту практику. Продолжая работу по нравственному воспитанию детей, мы подняли вопросы толерантного отношения к особенным людям. Это тема сложная для понимания детей и для иллюстрирования, проигрывания ее в спектакле. Нами был придуман сюжет, где особенности были у животных (например, короткие ушки у зайчика, тигренок без полосок). В ходе спектакля артисты вели активный разговор со зрителями, дети предлагали различные варианты помощи героям. В качестве артистов были приглашены родители, которые разучивали роль и играли в паре с ребенком.
Если ранее на первый план в детско-родительского взаимодействии выходили речевые задачи, то в данной постановке основной акцент - познакомить родителей с приемами нравственного воспитания детей. Речевое развитие детей происходит опосредованно в процессе подготовки к спектаклю и дальнейшем обсуждении его со зрителями. Если ситуация была понятна детям и задела их за живое, то они стремятся высказаться, рассуждать.
Таким образом, в течение нескольких лет, реализуется проект по взаимодействию педагогов, родителей и детей в рамках театрализации, способствующий всестороннему развитию, коррекции и реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. У детей, имеющих речевые нарушения достаточно много проблем, таких как трудности запоминания, концентрации и переключения внимания, заниженная самооценка, сложности выстраивания коммуникации со сверстниками и взрослыми. Подобные формы работы, которые используем мы, позволяют решать помимо речевых ещё и эти проблемы, т. к. в процессе подготовки спектаклей ребёнку приходится и учить текст, и удерживать внимание на порядке выступления участников, и выстраивать взаимоотношения со взрослыми и маленькими артистами и зрителями, если это интерактив. Помимо этого можно в форме сказки или игры рассказать детям о серьёзной и, порой, недетской проблеме, и при этом избежать назидания и готовых выводов. Проживая ситуацию (как актёр, зритель или участник квеста, дети сами делают вывод.
Родители, принимая активное участие в творческом взаимодействии, тоже в ненавязчивой форме, усваивают приёмы коррекции, развития и воспитания своего ребёнка, а также полноценно проживают каждый момент жизни своего малыша.
Соболева Т. В. (педагог-психолог, Дмитриева Н. Г. (учитель-логопед, Филиппова С. Е. (учитель-логопед, Прокопьева О. В. (учитель-логопед, Лагункова М. П. (музыкальный руководитель)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №209 комбинированного вида»