Вероника Пучнина
Приёмы работы на развитие внимания у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В период своей педагогической деятельности я осознала, что внимание - важная сторона познавательной деятельности. Развивать и совершенствовать внимание обучающегося столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание, как мы знаем, выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания у ребенка мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения им выполняются более аккуратно и четко.
Публикация «Приёмы работы на развитие внимания у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитием внимания ребёнка необходимо заниматься с самого раннего возраста.
У детей с ОВЗ отмечается низкий уровень всех психических процессов, внимания в том числе.
Практика показывает его неустойчивость, рассеянность, низкую концентрацию, трудности переключения, узкий объём.
Порой бывает сложно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей с ОВЗ и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети с ОВЗ действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
У детей с ОВЗ отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а также широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества.
Наблюдения, опыт работы с детьми с ОВЗ показывают, что у них лучше развито непроизвольное внимание, чем произвольное.
Так как ведущей деятельностью ребенка с ОВЗ является игровая деятельность, то соответственно я стараюсь развивать внимание посредством игровой деятельности.
Опорные схемы, таблицы, алгоритмы, комплекты карточек разного уровня сложности и разного объёма дают мне возможность проводить многократное повторение материала.
В своей деятельности использую дидактическую игру, так как она является одной из форм обучения, которая развивает самостоятельность и активность, позволяет давать посильное задание каждому ребёнку. Загадки расширяют их кругозор, знакомят с окружающим миром, обогащают речь, способствуют развитию логического мышления.
С целью формирования познавательного интереса у обучающихся, подбираю образный яркий занимательный материал, например, провожу «цветной» диктант, комплексную работу над текстом. Даю упражнения на тренировку произвольного внимания. Например, задание «Найди лишнее слово», чтобы получились известные стихотворные строчки (отрывки в распечатанном виде лежат перед обучающимся); «Поставь слова на место, чтобы ритм сохранился».
Целью упражнения «4-е лишнее» является включить обучающегося в речевую деятельность, активизировать его внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.
С целью развития переключаемости внимания даю упражнение «Один - много». Обучающемуся предлагаю слова в единственном или множественном числе, а он должен записать наоборот - во множественном или единственном.
Использование приведённых упражнений способствует не только развитию уровня внимания, но и повышает интерес к занятиям, делает уроки увлекательнее и разнообразнее, повышает познавательную активность обучающихся, формирует интерес к знаниям, развивает учебную мотивацию, инициативу и стремление к творческой деятельности.