Папки-передвижки

Привычка быть нравственным

Ирина Дмитриева
Привычка быть нравственным
▼ Скачать + Заказать документы

… Подготовила воспитатель Дмитриева И. В

Привычка быть нравственным.

Для того, чтобы воспитание

могло создать для человека

вторую природу, необходимо,

чтобы идеи этого воспитания

переходили в убеждения

воспитанников, убеждения в

привычки, а привычки в

наклонности.

К. Д Ушинский

Публикация «Привычка быть нравственным» размещена в разделах

Воспитание нравственных навыков – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду);с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темп речи).

Культура поведения воспитывается всем укладом семьи.

Время, когда целесообразнее прививать ребёнку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так в 3 – 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте – с развитием и пониманием речи окружающих – вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д.

Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребёнка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться

(и разнообразно упражняться) в этих навыках.

И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка – мама предлагает ей присесть, справляется о её здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют себе небрежности в одежде и замечают неполадки в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Что бы не случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми – не унижать перед другими, не задевают самолюбия.

Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определённым навыкам и умениям.

Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это делают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней.

Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением.

И в старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилами поведения взрослые также показывают, как их надо выполнять. По мере усвоения навыка они постепенно переходят от показа, как и что делать, к объяснению, напоминанию.

Чтобы облегчить детям усвоение навыка, полезно расчленить его на более мелкие, конкретные действия. Например, беречь игрушки – это значит: машину возить за верёвочку, не нажимать на колёса, не садиться в неё; куклу не бросать; замечать, что неисправно, просить взрослых отремонтировать игрушку; не пачкать игрушки, убирать на место и т. д. Постепенное обучение детей выполнению этих маленьких конкретных правил общения с игрушками помогает усвоению обобщённого правила – беречь игрушки.

Очень важно организовывать повседневные упражнения в усвоении навыков культурного поведения.

Было бы неправильно думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культурного поведения. Иногда у очень воспитанных родителей, отличающихся приветливостью, доброжелательностью к окружающим, растут грубые, невнимательные дети.

Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки.

Предложите ребёнку помочь товарищу убрать игрушки, позаботиться о малыше, выполнить просьбу старших. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Всё это свидетельствует о том, как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определяет культуру поведения ребёнка.

Отношение взрослых к играм и занятиям ребёнка должно быть продуманным и уважительным.

Вот сын, рассматривая иллюстрации в «Приключениях Буратино», старательно пересказывает содержание книги маленькой сестрёнке. Мать не отвлекает без надобности сына, не задаёт ему вопросов, разговаривает с бабушкой тише, не гремит посудой. Дети видят, что взрослые уважают их занятия. Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.

Чистое помещение, где удобно всё размещено, воспитывает любовь к порядку. Если ребёнок легко может достать игрушку и положить обратно, он привыкает к аккуратности.

Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, особенно если речь идёт о детях до пяти лет. Это затрагивает их чувства, побуждает к действию.

Детям 5 -7 лет следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо или, что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках.

Не забывайте о художественном слове – рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения.

С детьми постарше можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя, естественно, ни нравоучениями, ни отвлечёнными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие, как справедливость, скромность, отзывчивость.

И наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно.

Разумеется, надо учитывать, что уже достигнуто ребёнком, иначе требование может оказаться чрезмерным или, напротив, не побуждающим ребёнка к сколько-нибудь серьёзному усилию. Отметим и здесь важность единства в требованиях окружающих ребёнка взрослых.

( Мир детства: Дошкольник/Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. А. В. Запорожец. – 2-е изд., доп. – М. : Педагогика, 1987. – 257с – (Б-ка для родителей(1, с. 196)

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Поэтому педагог подчёркивает особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведёт себя с близкими людьми и за пределами семьи.

Нравственное развитие происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребёнка с нормами поведения в общественной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

(Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. Просвещение, 1987. – 144с. (2, с. 3)

Основные цели и задачи примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «О рождения до школы».

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ, Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2 – изд. ,исп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336с., (3, с. 116)

Публикации по теме:

«Хочу быть космонавтом» (фотоотчет)«Хочу быть космонавтом» (фотоотчет) Вот уже и 55 лет пролетело с того дня, как весь мир впервые увидел космос глазами Первого космонавта Юрия Гагарина. Но интерес к космическим.

Быть здоровыми хотим!Быть здоровыми хотим! Здравствуйте, дорогие мои коллеги и друзья! Рада приветствовать Вас на своей страничке! Не секрет, что быть здоровыми хотят все! А все ли.

Конспект НОД по формированию гендерной принадлежности «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой» в старшей группе Цель: выявить и закрепить понятия ребёнка о себе, как о представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков.

Лэпбук «Быть здоровым-здорово!»Лэпбук «Быть здоровым-здорово!» Очень часто мы говорим с воспитанниками о здоровье, что это такое, что мы делаем, чтобы быть здоровым. Мы читаем книги, рассматриваем иллюстрации,.

Консультация «Любовь к чтению -генетика или привычка» Очень интересный и значимый вопрос - это любовь к чтению у детей. Существует множество мнений по этому вопросу. Некоторые психологи и педагоги.

Презентация к стихотворению В. Маяковского «Кем быть?» Презентация к стихотворению В. Маяковского «Кем быть?»Предлагаю вашему вниманию презентацию к стихотворению В. Маяковского «Кем быть?», которая.

Консультация для родителей «Привычка-вторая натура»Консультация для родителей «Привычка-вторая натура» Ф. М. Достоевский. :. вся вторая половина человеческой жизни составляет обыкновенно из одних только накопленных в первую половину жизни привычек.

Проект «Быть здоровыми хотим» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №237 Проект «Быть здоровыми хотим» Составила воспитатель: Иляскина Н. И.

Стенгазета «Кем быть?»Стенгазета «Кем быть?» Мы с воспитанницей нашей группы – Лекаревой Полиной решили принять участие в городском конкурсе по ранней профориентации детей дошкольного.

Веселый коллаж «Кем быть?»Веселый коллаж «Кем быть?» В этом году моя любимая группа выпускалась из детского сада и в канун выпускного мы с родителями выпускников решили сделать веселый коллаж.

Автор публикации:
Привычка быть нравственным
Опубликовано: 25 июля 2020 в 18:11
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Привычка быть нравственным» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дмитриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД