Минаева Людмила
Проект познавательно-исследовательский «Пришла зима Хрустальная»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 4 «РУЧЕЕК»
Проект познавательно-исследовательский
Тема: «Пришла зима Хрустальная»
Провела воспитатель
Минаева Л. Е.
Воспитатель высшей квалификационной категории
МО г. Лобня 2017 г.
«Пришла зима Хрустальная»
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Участники проекта. Дети старшей группы, воспитатель, родители.
Публикация «Проект познавательно-исследовательский „Пришла зима Хрустальная“» размещена в разделах
Сроки реализации (с 01.12.17 по 14.12.17)
Проблемный вопрос. Гуляя с детьми на улице, дети обратил внимание на снег, снежинки и их заинтересовал вопрос. Что такое снег? Как он образуется? Мы решили путем экспериментирования разобраться почему при изменении температуры окружающей среды снег изменяет свои свойства.
Цель: Обогатить знания детей среднего возраста о состоянии живой и неживой природы в зимний период; научить отражать в работах характерные особенности зимы.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о природе.
- Расширять представления детей о взаимосвязи, взаимозависимости живой и не живой природы зимой.
- В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах снега.
- Совершенствовать диалогическую речь, интонацию и выразительность речи.
- Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
- Учить сравнивать группы предметов (птиц).
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, способность к созданию выразительного художественного образа посредством изобразительной деятельности.
- Развивать умение отражать в своих работах признаки зимы
-Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
- Активизировать словарь по данной теме.
Воспитательные:
- формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
- прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
- воспитывать желание учувствовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатом коллективного труда.
Определение знаний детей.
Что знают: дети имели представления о зимних явлениях (холод, снег, мороз).
Что хотят узнать: у детей возник интерес к новым знаниям, «Что такое снег?» Как он образуется?»
Предполагаемый результат:
- Дети научатся замечать изменения в природе.
- Сформируется умение определять пространственные направления от направо - налево.
- У детей сформируется умение уравнивать неравные группы двумя способами добавляя к меньшей группе одни предмет, или убирая из большей группы одни предмет.
- Обогатится словарь детей прилагательными.
-Дети научаться устанавливать связи между изменениями в неживой природе.
- Научатся обобщать и сравнивать.
- Смогут отображать явления природы в различных видах искусства.
- Расширятся знания детей о свойствах снега.
- Повысится уровень художественно – эстетического и эмоционального развития воспитанников
- Обогатиться словарный запас детей.
- Сформируется представление детей как и где зимуют животные.
Предварительная работа.
Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Картины с зимними пейзажами. Использование дидактических игр лото на тему «Временя года».
Этапы работы над проектом.
1. Организационный этап.
1. Постановка проблемы.
2. Разработка проекта : определение целей и задач проекта
3. Побор методической и художественной литературы.
4. Выбор форм работы с детьми и родителями, составление комплексно – тематического планирования.
5. Выбор основных мероприятий по теме проекта.
6. Организация развивающей, познавательной, предметной среды, совместной деятельности.
7. Информация для родителей «Как обустроить комнату ребенка – исследователя».
8. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2. Реализация проекта.
- Проведение бесед: «Какая погода бывает зимой?», «Как звери готовятся к зиме?», «Как помочь птицам зимой».
- «Зима в музыке, живописи, стихах, сказках».
- Рассматривание картин: И. Грабарь «Зимний пейзаж», И. Броцкой «Лес зимой в снегу».
- «Опыты со снегом и водой на прогулке: рассматривание снежинок с помощью лупы, изготовление ледяных украшений для елки.
- Наблюдение за состоянием погоды зимой: измерение температуры в помещение и на улице.
- Изготовление поделок из снега.
- Создание выставки «Зимняя сказка».
- Художественно – эстетическое развитее (аппликация из мятой бумаги, рисунок «Снежинка» и «Зимний лес».
- Проведение непосредственной образовательной деятельности.
Познавательное развитие ФЭМП тема : «Путешествие в зимний лес», Ознакомление с миром природы тема «Зимующие птицы».
Речевое развитие тема: «Чудесные снежинки»
- Дидактические игры: «Времена года», «Золото», «Назови ласково», «Кто, где живет?».
- Рассматривание альбомов «Дикие животные», «Кто живет в лесу», «Следы на снегу».
- Коллективная работа «Покормите птиц зимой».
- заучивание стихотворения С. А. Есенина «Белая береза под моим окном» и Е. Благинина «Первых снег».
Работа с родителями:
- Организация выставки «Зимняя прогулка с родителями».
- Активные игры зимой.
- Консультация для родителей «Как помочь птицам зимой».
3. Результат планируемого этапа.
Проведенная с детьми группы работа по проекту позволила прийти к следующим результатам:
- Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных в зимний период, замечать красоту зимних пейзажей.
- У детей сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру.
Заключительный этап проекта.
В ходе работы по проекту «Пришла зима Хрустальная» дети вели наблюдения, экспериментировали, дети ознакомлены с произведениями художественной литературы, отгадывали загадки, участвовали в выставке «Зимняя прогулка с родителями», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями.
- Знания, полученные детьми, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
- С помощью родителей дети активно проводили время на улице зимой.
4. Этап выхода на новую проектную деятельность :
Проблемный вопрос.
Этот проект очень заинтересовал детей, у дошкольников появился познавательный интерес и возникли новые вопросы «Куда девается снег весной?».
Цель: Формировать представления о сезонных изменениях в природе, замечать причины происходящих изменений, закреплять умение видеть красоту родной природы.
Задачи:
- Расширять знания детей о признаках весны, учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.
- Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе деятельности.
- Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности, воспитание творческой инициативы, бережного отношения к окружающей среде.
Продукт проектной деятельности.
- Организация выставки «Зимняя прогулка с родителями»
- Конкурс «Ледяная фигура» на участке.
- Коллективная работа «Покормите птиц зимой».
Методическое обеспечение проекта.
Игрушка Снеговик, сорока. Картинки с изображением зимующих птиц, карточки животных, играющих детей, аудиозаписи сказок «Морозко», «Снегурочка». П. И. Чайковского. «Вальс снежных хлопьев», голоса птиц. Альбом с иллюстрациями диких животных. Шаблон шапочек, птичек, пластилин, цветная бумага, гуашь, кисти, подставки для кистей, салфетки, непроливайки. Силуэты животных (белка, заяц, медведь, волк, лиса, макет леса, пластилин, гуашь, кисточки.
Список информационных источников:
1. А. И. Баркан «Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка» / А. И. Баркан - М. : АСТ-ПРЕСС, 2000 - 432 с.
2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст»- М. : Педагогическое общество России, 2003. — 80 с.
3. А. И. Шапиро «ТАЙНЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ИЛИ СЕКРЕТЫ ЗНАКОМЫХ ПРЕДМЕТОВ»- Москва – синтез 2002г., стр. 38
4. Интернет ресурс:
https://nsportal.ru/