татьяна кондратенко
Природа и музыка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Природа и музыка в детском саду
Экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Разрешение их возможно только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе.
Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой. Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.
Публикация «Природа и музыка в детском саду» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственноэстетическим переживаниям.
Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе занятий дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения.
Познание прекрасного в окружающей действительности, воспитание познавательного интереса к миру природы, воспитание любви к природе происходит через все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, танцы, игра на музыкальных инструментах.
Очень важно использовать во всех видах музыкальной деятельности произведения композиторов-классиков о природе. Для слушания можно использовать «Времена года» П. И. Чайковского, «Море» Н. А. Римского Корсакова, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, пьесы Э. Грига «Бабочки» и «Утро», «Росинки» А. Майкапара.
Перед слушанием музыки очень важную роль играет вступительное слово музыкального руководителя — интересное и образное. Необходимо использовать наглядность — видеоматериалы, репродукции великих художников.
Например, когда мы слушаем произведение «Море» Римского-Корсакова, мы с детьми рассматриваем репродукции М. Айвазовского. В своем рассказе я провожу параллель между этими выдающимися деятелями русской культуры: Римский-Корсаков — лучший «моренист» в музыке, а Айвазовский — непревзойденный «моринист» в живописи.
Любимый и самый доступный вид музыкальной деятельности — пение. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В рамках освоения экологических представлений у детей песня является средством воспитания любви к природе, животным, птицам, бережного к ним отношения. На занятиях можно использовать как народные песни («Во поле береза стояла», «Сел комарик на дубочек», «Как пошли наши подружки», «По малину в сад пойдем», «В сыром бору тропина», «Веснянка» и др, так и авторские - «Про меня и муравья» Л. Абеляна, «Осень в лесу» С. Насауленко, «Так уж получилось» Г. Струве, «Что нам нравится зимой» Е. Тиличеевой, «Дождик, солнце и радуга», «Месяц-качели» Д. Воскресенского, «Белка» А. Олейниковой, «Радужная песенка» Т. Шикаловой.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.
Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ.
В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайчика, ловкого кота и юркая мышки. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним.
Проводим экологические праздники Праздник День Земли, «Праздник прилета птиц», «Праздник Русской березки», Осенние праздники всегда сопровождаются, играми и танцами связанные с природными явлениями т. к. дождь, листопад, ветер….