татьяна соловьева
Приобщение к народным традициям — важнейшая задача развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение к народным традициям — важнейшая задача развития ребёнка
В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Поэтому актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.
Публикация «Приобщение к народным традициям — важнейшая задача развития ребёнка» размещена в разделах
Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. И начинать приобщение к её ценностям необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.
Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Знакомя детей с пословицами, поговорками, сказками, загадками приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.
Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Народные песенки, потешки, позволяют ребёнку почувствовать и осознать красоту родного языка, способствуют формированию образности речи. Потешки помогают и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности.
Сказка – один из самых любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Можно предложить детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, умение ярко и лаконично передавать образы предметов. Использование загадок в начале занятий, наблюдений, бесед вызывает интерес. Данные формы фольклора вносят определённую «живинку» в занятия, они заставляют увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). Это очень эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.
Русский фольклор – яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, отличаться смекалкой, выдержкой, волей и стремлением к победе.
Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становление его как личности.