Черкасова Диана Владимировна
Приобщение дошкольников к социальному миру посредством правового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Еще с давних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Проблема защиты детей обсуждается во всем мире, ведь зачастую бывает так, что даже самые близкие ребенку люди могут его обидеть и тем самым нарушить его права. Сегодня эта проблема стоит особенно остро, поскольку социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
Поэтому возникает вопрос, с какого возраста нужно начинать знакомить ребенка с правами человека?
Публикация «Приобщение дошкольников к социальному миру посредством правового воспитания» размещена в разделах
По рекомендациям ЮНЕСКО (сформулированным еще в 1974 году) эту работу предлагается начинать с дошкольного возраста. Государства мира приняли участие в создании Конвенции о правах ребенка, которая была принята в 1989 году.
Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он живет, и понимать: власть взрослого над ним не безгранична – она «подчиняется» требованиям этих законов.
Будущее страны во многом зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. В Конвенции о правах ребенка говорится, что «образование ребенка должно быть направленно на подготовку его к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости».
Актуальность:
Сегодня возрастает актуальность проблемы воспитания правовой культуры взрослых и детей. А что такое правовая культура? Это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка, что находит отражение в деятельности ДОУ, ориентированной на выполнение установок и требований ФГОС ДО через уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. У детей необходимо сформировать понятия о своих правах и умение ими пользоваться, а задача педагогов создать условия для формирования правовых знаний и умений, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть на проблему взаимодействия детского сада с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, закон «Об образовании РФ» обязывают педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса по данной теме через анализ взаимоотношения детей в семье и повышение уровня правовой культуры родителей. Привлекая родителей к правовому воспитанию, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав своего ребенка. Правовое воспитание детей дошкольного возраста требует единства и согласованности действий дошкольного учреждения с семьей. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.
Цель: приобщение дошкольников к социальному миру посредством правового воспитания; формирование основ правового сознания у детей дошкольного возраста при соблюдении единства и согласованности действий ДОУ и семьи.
Задачи:
-знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
-создать условия для позитивной социализации ребенка дошкольника, его личностного развития, формирования чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;
-воспитывать чувство уверенности в себе, дружелюбное отношение к сверстникам, социальную терпимость, уважение к достоинству и личным правам другого человека;
-приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям;
-оказывать необходимую помощь семьям в вопросах правового воспитания детей.
Самореализация:
-участие в системе методической работы в ДОУ;
-подготовка и проведение открытого занятия - как форма подведения итогов общей деятельности;
-проведение родительского собрания по теме «Охрана прав и достоинств ребенка».
Предполагаемый результат: повышение педагогической компетенции.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
-изучение учебной литературы;
-посещение педсоветов, МО, НОД;
-самоанализ и самооценка НОД в своей группе, внесение необходимых корректив при апробации разработанной модели на практике;
-проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
-обобщение опыта на заседании МО.
Форма отчета: сообщение на педсовете (презентация)
Список изучаемой литературы:
1. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002.
3. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Защита прав и достоинства ребенка в ДОУ и семье: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я - ребенок, я имею право - М. : «Издательство Скрипорий2003», 2007.
5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е., Мы живем в России (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) - Москва, 2007.
6. Кодрикинский Л. А., С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) - Москва, 2005.
7. Конвенция о правах ребенка, Интернет-ресурс
8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Интернет-ресурс.
9. Прохорова О. Г., Зашита детства в международном и Российском праве, статья, Интернет - ресурс
10. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
Перспективный план работы по самообразованию
Месяц Формы и методы работы с детьми Формы работы с родителями Изучение литературы
сентябрь Беседа с применением ИКТ, дидактическая игра
Тема: «Что такое право? Право на жизнь»
Цель: формирование элементарных представлений о праве людей на жизнь.
Задача: на примере трагедии в Беслане содействовать воспитанию у детей чувства неприятия к насилию и терроризму Оформление информационного уголка «Основы безопасности»
Разработка памятки «План мероприятий в рамках акции «Антитеррор»
Интернет-ресурс
«Зашита детства в международном и Российском праве» Прохорова О. Г., кандидат пед. наук
октябрь Беседа, дидактическая игра
Тема: «Мое имя»
Цель: формирование представлений об имени, отчестве и фамилии человека.
Задачи: рассказать о традиции именования людей (необходимость, роль имени в жизни человека); учить называть свое имя, отчество и фамилию. Подготовка в информационном уголке папки-передвижки «Права детей» «Конвенция о правах ребенка»
ноябрь Беседа, создание игровой ситуации
Тема: «Семья. Право ребенка жить в семье».
Цель: формирование у детей представления о праве каждого человека иметь семью.
Задачи: дать представление о том, что семья - это все, кто живёт вместе с ребёнком; формировать представление детей о членах семьи, о доброжелательных отношениях родных людей, элементарных трудовых навыков у ребёнка по дому; углубить представления детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Анкетирование родителей
«Понимаете ли вы своего ребенка» «Защита прав и достоинства ребенка в ДОУ и семье»,
Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002
декабрь Беседа, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций
Тема: «Мой дом - моя крепость»
Цель: формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье.
Задачи: закрепить у детей понятие «дом», показав, что дом – это не только строение, но и то, что окружает ребенка дома; продолжать знакомить детей с историей жилища, с видами домов в других странах; учить называть свой адрес. Разработка памятки по созданию благоприятной атмосферы в доме Интернет-ресурс
«Проблема защиты прав ребенка в семье»,
Данилина Т. А.
январь Беседа, рассматривание иллюстраций, создание игровой ситуации
Тема: «Мы все разные, но мы все равны»
Цель: формирование у детей понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Задачи: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, возраста, внешнего облика, физических недостатков. Консультация «Мы все разные, но мы все равны» «Правовое образование в ДОУ», Копытова Н. Н. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
февраль Беседа, создание игровой ситуации, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций
Тема: Наши защитники
Цель: формирование у ребенка чувства защищенности в трудной ситуации, уверенности в помощи взрослых.
Задачи: объяснить детям, что всегда можно обратиться за помощью к взрослому; продолжать знакомить с профессиями пожарного, полицейского, военного, врача. Подготовка в информационном уголке папки-передвижки ко Дню Защитника Отечества «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников)Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е., Москва, 2007г.
«С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ, Кодрикинский Л. А., Москва, 2005г. март
Беседа, создание игровой ситуации, чтение пословиц и поговорок
Тема: «Мой друг»
Цель: формирование навыков бесконфликтного общения и поведения. Задачи: продолжать знакомить детей с правилами дружбы; учить понимать и оценивать поступки других; формировать дружеские предпочтения и привязанности, интерес к ровесникам, другому человеку; развивать коммуникативные навыки. Консультация «Влияние родительских установок на поведение детей» «Беседы о хорошем и плохом поведении», Шорыгина Т. А. - М. : ТЦ Сфера, 2007 апрель Беседа, создание игровой ситуации, дидактическая игра
Тема: «Труд и отдых»
Цель: формирование у детей элементарных представлений о детском труде и отдыхе.
Задачи: познакомить с правом на труд и отдых; закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе; объяснить детям разницу в понятиях: труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых. Консультация «Трудовое воспитание детей» «Беседы об ответственности и правах ребенка», Давыдова О. И., Вялкова С. М. - М. : ТЦ Сфера, 2008г.
май Беседа (мониторинг уровня усвоения сформированных программой целей и задач) Анкетирование «Мой ребенок. Права и обязанности детей» «Я - ребенок, я имею право», Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. -М. : «Издательство Скрипорий 2003», 2007.
Приложение 1
Беседа с использованием ИКТ
«Что такое право? Право на жизнь»
Воспитатель читает стихотворение:
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны,
Есть права и у детишек,
Например, на чтенье книжек.
Право на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
У всех людей есть права : и у взрослых, и у детей. Я вам их назову: право на жизнь, имя, свободу, семью, жилище, питание, имущество, друзей, собственное мнение, выбор, защиту, заботу, любовь, внимание, помощь, медицинское обслуживание, учение, развитие, отдых.
Дидактическая игра «Кто права нарушил?»
Ход игры: возле воспитателя находится корзина для предметов, у каждого ребенка по мячику. Воспитатель показывает иллюстрации (слайды) к сказкам.
Какие права нарушены в этих сказках? («Колобок» - право на жизнь;
«Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища; «Маша и медведь» - право на свободу).
Какие права имеют герои? («Волк и семеро козлят» - право на семью;
«Доктор Айболит» - право на помощь, мед. Обслуживание; «Буратино» - право на образование, учение, развитие).
А какие права имеют эти герои? («Золушка» - право на отдых, на любовь;
«Царевна-лягушка» - право выбора, право на свободу; «Три поросенка» - право на жилище, на жизнь).
Дети называют правильный ответ и бросают мяч в корзину. Выиграли дети, у кого не осталось мяча.
Молодцы, мы поговорили о правах людей. Но самое главное право человека – это право на жизнь (воспитатель рассказывает о трагедии в Беслане)
Приложение 2
Беседа «Мое имя»
Воспитатель показывает игрушку Емелю.
Емеля выезжает на печке и поет:
Ай-качи-качи-качи,
Емеля едет на печи.
По щучьему велению,
По моему хотению.
Печка, стой, раз, два!
Как много здесь ребят! Здравствуйте, дети! Вы Фею Вежливости не видели? Я уже целую неделю ее ищу. Ушла она из сказок, обиделась на меня. И знаете, за что? Скажу вам по секрету. Я щуку, которая мне помогает, селедкой обозвал, килькой несчастной. Фея сказала, что уходит к вежливым, воспитанным детям. Но я уже исправился, много книжек читал, воспитанным стал, хочу, чтобы Фея Вежливости меня простила и в сказки вернулась. А вы вежливые ребята? Ну, значит, я здесь ее и подожду. Она к вам непременно должна прийти. А пока давайте познакомимся. Знаете, как меня зовут? Правильно, я Емеля. Пришел к вам из сказки «По щучьему велению». А вас как зовут? … Ух ты, как много имен! А зачем люди дают друг другу имена, знаете? Правильно, как бы мы тогда обращались друг к другу? «Эй, ты, иди сюда!» Красиво? Нет, конечно. Вы так не обращаетесь друг к другу? Для этого и существуют имена, чтобы отличать одного человека от другого.
Я расскажу вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве очень-очень давно имен не было. И люди там давали друг другу одни прозвища. Например, тому, кто метко стрелял - Соколиный Глаз, умному, хитрому - Хитрая Лиса, кто быстро бегал - Оленьи Ноги, ну а трусливому - Заячье Сердце. Затем стали давать имена по характеру людей: Несмеяна, Добрыня, Тихон.
Ребята, а как вы знакомитесь? (ответы детей)
У нас в сказках знакомятся так:
- во-первых, если вы хотите показать свое желание познакомиться, надо улыбнуться, посмотреть друг другу в глаза,
- во-вторых, при знакомстве нужно называть полное имя,
- в-третьих, русские люди после знакомства обязательно говорят: «Очень приятно было с тобой познакомиться».
И еще, ребята, важно запомнить, что надо пожать друг другу руку. Если знакомятся мальчик и девочка, то первой подает руку девочка. Меня зовут Емельян, а тебя? Меня зовут Дарья. Очень приятно. А теперь попробуйте познакомиться друг с другом… Как красиво и вежливо вы познакомились друг с другом. Появляется кукла «Фея вежливости». Она «довольна» Емелей и просит его вернуться в свою сказку.
Приложение 3
Беседа «Семья. Право ребенка жить в семье»
Воспитатель читает стихотворение
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Ребята, о чем идет речь в стихотворении? (Ответы детей)
Артем, а у тебя есть семья? ( Ответ: назвать имена близких)
Расскажи о своей семье, Вика (аналогично опрашиваются несколько детей)
Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл? Давайте познакомимся с нашей гостьей: это кукла Света.
Света, что ты держишь в руках? (Фотографии семьи)
Можно нам с ребятами посмотреть эти фотографии? (Кукла соглашается)
Ребята, как можно назвать одним словом, кто изображён на этой фотографии? (Семья).
Почему вы решили, что это семья? (Ответы детей)
Как вы думаете, а что такое семья? (Когда все живут вместе, любят и заботятся друг о друге)
Правильно, семья - это самое дорогое, что есть у человека. Есть такая русская пословица «Дружная семья гору сдвинет». Как вы думаете, о чем она? (ответы детей)
У куклы Светы вся семья имеет одну фамилию - Кузнецовы: и папа, и мама, и брат, и сама Света. А вы знаете, какая фамилия у вашей семьи? (Ответы детей).
- Отгадайте загадку:
Целует, обнимает,
К сердцу прижимает,
Одежду покупает,
Стирает, убирает…
Всё она умеет.
Всех она жалеет,
Угадайте-ка, друзья,
Это…. … мамочка моя.
Правильно, это загадка про маму. У Светиной мамы короткие волосы, ласковые, коричневого цвета глаза. Работает она детским врачом в поликлинике. Любит печь в свободное время вкусные пирожки, а Света с братом ей помогают. Расскажите про своих мам (Ответы детей).
Это Светин папа: он большой и добрый. Любит угощать детей конфетами и смотреть футбол по телевизору. Работает он строителем на стройке, а в свободное время любит ходить на рыбалку. Расскажите про своих пап (Ответы детей).
Есть у Светы брат.
Он уже ходит в школу, в 1 класс. Вместе играют, рассматривают книги и смотрят мультфильмы. А у вас есть брат или сестренка? (Ответы детей).
Скажите, кого ещё не хватает на этой фотографии? (Ответы детей).
Правильно, у Светы бабушка и дедушка живут далеко и в гости приезжают редко.
У вас есть бабушка? (Ответы детей).
Расскажите о ней, чем вы вместе занимаетесь? (ответы детей)
Догадайтесь, о ком это стихотворение:
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый дедушка.
Расскажите мне про своих дедушек? (Ответы детей).
Чем дедушка занимается? (Ответы детей).
Что вы любите делать всей семьёй? (Ответы детей).
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик - дедушка.
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
Ребята у вас замечательные родители, хорошие семьи. Хочется, чтобы вы, когда вырастете, ценили своих родителей, никогда их не огорчали, заботились о них, когда станете взрослыми.
Каждый ребёнок на земле имеет право на родителей, на их заботу и внимание, на их ласку и тепло. Света принесла в подарок свой любимый мультфильм. Давайте его, посмотрим.
Просмотр мультфильма «Мешок яблок».
Приложение 4
Беседа «Мой дом – моя крепость»
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю! И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.
Что это за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы-
Уши больше головы?
Воспитатель : Правильно, это заяц. Давайте постучим и поздороваемся с ним. (Стучат) Зайчик, выходи скорее.
Появляется Лиса (игрушка)
Лиса: Здрасьте, здрасьте! Нет здесь никакого зайца! Я здесь живу. Это - мой дом! (прячется)
Воспитатель : Ребята, что же случилось? Почему лиса у зайчика в домике живет? И где же сам зайчик?
Появляется Зайчик (игрушка)
Воспитатель : Здравствуй, зайчик. Почему ты плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала! Остался я без домика.
Воспитатель : Ребята, правильно поступила лиса, выгнав зайчика из его собственного домика? (ответы детей)
Воспитатель : Конечно. Ведь это его дом, и никто не имеет права его выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем лису.
Лиса: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Воспитатель : Лисонька-лиса, выходи, пожалуйста. Мы хотим с тобой поговорить.
Появляется Лиса
Воспитатель : Ты нехорошо поступила. Нет у тебя права выгонять зайца из его дома.
Лиса: А как же я? Где же мне жить? Моя избушка растаяла?
Воспитатель : Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы найдем для тебя подходящий домик.
Игра «Чей домик»
Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе - жилища животных, каждый находит себе пару.
Воспитатель : Вот, лисичка, нашли мы твой домик, твою норку. Ты рада?
Лиса: Спасибо, ребята. Я пойду к себе домой. В свою норку.
Воспитатель : Лиса ушла в свой дом, и у людей тоже есть дома. А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные дома. Сейчас это большие многоэтажные кирпичные, панельные дома. В каждой стране дома разные. Они отвечают образу жизни людей. Какие дома вы знаете? (отвечают)
Воспитатель : А как вы думаете, почему в городе строят многоэтажные дома? (отвечают)
Воспитатель : Как называются дома, в которых живут люди? Какие общественные дома (здания) вы знаете?
Воспитатель читает стихотворение
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные…
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
Воспитатель : У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес?
(отвечают)
Воспитатель : Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может, лисичка и зайчик захотят прийти к вам в гости (называют).
Воспитатель : Вы назвали улицы, на которых вы живете. Молодцы! Ребята, родной дом-это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной город Михайловск. Наш дом – это наша большая Родина – Россия!