Тамара Ахполова
Приобщение дошкольников к осетинскому музыкальному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
«Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь родину – такую,
Какой ее ты с детства увидал»
Константин Симонов.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на
которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота
которой открылась однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть
это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края.
Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет
чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее,
Публикация «Приобщение дошкольников к осетинскому музыкальному искусству» размещена в разделах
тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее
представят будущее.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. … И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, песни, танцы, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
«Это – первые блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Фольклор. … Все чаще это слово радует слух взрослых и вызывает
восторг у детей. Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не
только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится
неотъемлемой частью развития музыкальных способностей. Ребенку
доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Народное
искусство издавна – и в высшей степени справедливо – считается и
источником, и средством развития речи: народ всегда создавал специально
для детей так называемые малые формы фольклора – кладезь мудрой
народной педагогики.
Музыка дает возможность даже самому маленькому ребенку проявить
себя. И задача музыкального руководителя быть не только музыкантом, но и
обязательно педагогом: не быть в плену типовой программы, уметь
улавливать настроения детей, считаться с их желаниями, действовать в
реальных условиях самостоятельного творчества. Я сначала поставила перед собой цель, а потом определила следующие задачи.
Цель. Воспитывать патриотические чувства в процессе ознакомления
старших дошкольников с музыкальной культурой осетин.
Задачи. Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального
фольклора осетинской народной музыки;
-знакомить с разными жанрами народного творчества (песни, попевки, заклички, хороводы, музыкальные игры, танцы);
- ввести в репертуар (для слушания и исполнения) произведения осетинских композиторов, песни о родном крае, о городе;
-приобщать к культуре и традициям осетинского народа, воспитывать лучшие качества присущие им: трудолюбие, взаимовыручку, уважение к старшим;
- знакомить детей с фактами и явлениями окружающей жизни
- средствами музыки, расширять кругозор;
- воспитывать любовь к народному искусству и с его помощью развивать
музыкальные способности не одной группы особо одаренных детей, а всего
детского коллектива с разным уровнем музыкальных способностей.
Поставленные задачи решались во всех формах работы с детьми: на музыкальных и интегрированных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности, причем совместно с воспитателями и родителями.
Надо отметить, что работу по типовой программе считаю для себя обязательной. Я не нарушаю общий план работы по музыкальному воспитанию – я подкрепляю его пункты региональным материалом. Это отражается в перспективном планировании.
Перспективно спланировала работу с детьми так, чтобы материал был равномерно распределен в течение учебного года, обеспечивая тем самым последовательное решение поставленных задач в комплексе с другими.
Продумала методы и приемы работы с детьми. С этой целью изучила методическое пособие Л. К. Гугкаевой «Развитие музыкальных способностей», разработанное сотрудниками кафедры ЮНЕСКО СОГПИ. В этом пособии мне понравились разработанные конспекты музыкальных занятий, где национально-региональный компонент включается в образовательное пространство ДОУ, как полноправная составляющая часть обучения и развития ребенка. Так же изучила опыт работы Ф. Х. Каллаговой, методические рекомендации которой помогли мне в подборе песенного репертуара, репертуара для слушания и музыкально-ритмических движений.
Одной из форм проявления патриотических чувств, является повышение интереса к своей национальной культуре, искусству, в частности к осетинской народной музыке.
Люблю осетинскую музыку и эту любовь пытаюсь передать детям. Красоту и своеобразие национальной мелодики дети познают на музыкальных занятиях, развлечениях, а также в повседневной жизни.
Работа в этом направлении включает:
-слушание национальной музыки;
- рассказ об осетинских музыкальных инструментах в сравнении с русскими народными инструментами;
- разучивание элементов национальных танцев, с последующим построением их в танец;
- танцевальные импровизации: сольные и в парах.
Осетинские танцы развивают у детей такие чувства и такие черты характера, которые связывают их со своим народом. Освоение осетинских танцев формирует музыкальный вкус, развивает способность красиво двигаться, чувство ритма, координацию движений.
Знания, которые дети получают на занятиях, закрепляются в самостоятельной деятельности детей, на утренниках и развлечениях.
Ощущение красоты возникает у ребенка очень рано, когда он делает
первые шаги по родной земле. И уже в это время важно подсказать ему:
остановись, прислушайся, взгляни, как это прекрасно.
Я рассказываю детям о том, что наша маленькая республика дала таких
замечательных представителей искусства, как балерина Светлана Адырхаева,
дирижеры Вероника Дударова и Валерий Гергиев, прославленные осетинские наездники – джигиты Тугановы, Кантемировы… Их имена известны далеко за пределами республики и России. И как итог этих бесед дети знакомятся с песней «Лучше края не найдешь». Написала эту песни наша моздокчанка Лолита Тевиковна Филатова
Значительную роль в приобщении к музыкальному искусству Осетии играют произведения, созданные осетинскими композиторами специально для детей. Песни «Весна» композитора Ю. Моргоева на слова К. Хетагурова, «Владикавказ», «Солнечный лучик», «Осенняя» композитора Л. Цаллаговой нравятся детям и помогают лучше понять окружающую действительность.
Работая с детьми над этими песнями, я всегда учитываю их характерные
особенности (смена ритма и темпа, ладотональности, продумываю приемы
чистого интонирования, четко разграничиваю дыхание по фразам, слежу,
чтобы дети не брали дыхание в середине слова. Большое внимание уделяю
дикции. Если дети не могут спеть песню в подлиннике (т. е. в данной тональности). Допускаю транспонирование песни на полтона вниз. Или, наоборот, повышаю тональность на полтона, и некоторое время работаю в ней. Привыкнув петь в высокой тональности, дети чище поют в подлиннике. Работа над вокально-хоровыми навыками и над чистотой интонации очень трудоемка, в детском саду в отличие от школы есть свои характерные методы и приемы обучения детей пению. Каким пользуюсь я? В первую очередь – собственный показ. Дошкольники не всегда могут чисто спеть звук с инструмента, а с голоса берут гораздо быстрее и чище. Поэтому я все время говорю: «Пойте, как я!». И дети, действительно, после моего показа могут в точности воспроизвести звук нужной высоты. Такой «зеркальный» показ способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально выразительному исполнению. Вот почему я никогда не позволяю себе ни на секунду расслабиться при работе с детьми. С ними я веду себя так, словно говорю о самом главном, постоянно «ищу» их глаза. «Смотрите мне в глаза», и я смотрю вам в глаза!» — говорю детям.
Важный момент при работе над интонацией – найти яркое сравнение
для звука: «дотянемся голосом до солнца, до вершины горы, до листика на
дереве, голосок взлетает вверх, как огоньки на елке, голос звенит как горный
ручей» и т. д.
Знакомя дошкольников с осетинской народной музыкой, музыкой осетинских композиторов, мы не забываем самобытности своей региональной культуры. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края; формировать стремле-ние оказывать посильную помощь, людям живущим рядом.
Маленький ребенок еще не в силах разобраться в вопросах политического, исторического, социального характера. Для него важны конкретные примеры и наглядность, которые являются залогом понимания.
К детскому фольклору относится так же само детское творчество, которое проя-вляется в изменении окончания музыкальной фразы в пении, во внесении новых движений в народную игру или пляску, в переосмыслении взрослого репертуара. Каковы же особенности исполнения осетинской народной песни?
Прежде всего, я учу детей петь естественным голосом, без напряжения гортани и голосовых мышц. Очень важным моментом при исполнении осетинской народной песни является передача скачкообразного ритма, т. е. умение петь так, как будто скачешь.
Формирование народно-песенного исполнительства подразумевает овладение навыками передачи эмоционально-образного содержания песни, обыгрывания ее сюжета.
Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют ее чисто и без поддержки музыкального инструмента.
Детям дошкольного возраста наиболее доступны осетинские народные игры с пением и стихотворным сопровождением, в которых участие воспитателя обязательно: «Чепена», «Птичка», «Всадник».
Играя в эти игры, дети развивают звуковысотный и тембровый слух, ориентацию в пространстве, упражняются в ритмичном хороводном шаге.
Как и любой вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах, следовательно, танцу свойственен образный, сюжетный характер. Песня и танец, объединеные в народном творчестве, обогащают друг друга. Так, осетинский народный танец от содружества с песней, музыкой приобрел мелодическую напевность, внутреннюю музыкальную организованность, особую образность. Одно из основных условий успешной работы по разучиванию танцев – целенаправленный выбор движений и правильная их последовательность. Прежде чем дети познакомятся с композицией танца, они должны освоить все элементы танцевальных движений под слово, пение, музыку, желательно в игровой форме. Мне вместе с воспитателями приходится заниматься, чтобы овладеть грамотой народной хореографии, чтобы создавать танцы и композиции для детей – легко воспринимаемые, доступные и красивые.
Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов. Народные песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры–это то—неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Только в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – ребенок воспринимает окружающий мир и национальное и народное искусство.
Итогом работы с региональным компонентом явились наши праздники.
В нашем детском саду и дети, и их родители с большим интересом «открывают» для себя замечательные праздники, которые учат не только веселиться, но и сообща осмысливать содержание праздника и становиться активным его участником. Так, музыкально - литературная композиция «Город родной, края дорогие…», которую мы приурочили к празднованию Дня города, закрепила знания детей о том, что наш город Моздок является частицей большой страны, что он находится в республике Северная Осетия Алания, а Алания входит в состав нашей большой страны России. В городе дружно живут и русские, и армяне, и кабардинцы, и ингуши, и осетины.
Конец зимы совпадает с народным праздником масленицей – веселой, с
гуляньем, с блинами и обильным угощением. И на наш праздник приходила
Масленица «белая, румяная, коса длинная, трехаршинная, платье синее,
ленты красные».
Люблю Праздник Победы. Как важно донести до детей, к счастью, не познавших войны, дыхание тех суровых дней, мужество и стойкость наших солдат, в том числе наших земляков, которые подарили нам эту Победу. В этот день у нас в гостях – ветераны войны, прадедушки и прабабушки наших воспитанников. Для них – наши песни, стихи, пляски. А потом наступает главная минута – минута Памяти, минута молчания. Звучит «Лунная соната» Бетховена, к центральной стене, нарядной и торжественной, ложатся цветы как дань павшим. Как важны для малыша эти священные минуты, когда так ясно ощущается связь поколений. Связь прошлого и будущего. Высокое чувство любви к Родине, преклонение перед теми, кто отдал за нее жизнь, — эти чувства помогает пробудить музыка.
Как важно сохранить мир на земле! Малыш должен жить в мире тепла, солнца, улыбок. Знакомя детей с культурой и бытом осетинского народа, мы даем понятия, что, несмотря на различие людей по внешнему облику и языку – все люди придерживаются общих нравственных ценностей: отношение к старшим, к детям, к добру и злу и т. д.
Познавая мир культуры осетинского народа, ребенок начинает осознавать сходство в существенных моментах между людьми разных культур. А именно это способствует развитию такого значимого сейчас качества как толерантность.
В результате систематической и целенаправленной работы мы воспитываем у детей любовь к своей малой Родине, желание знать свои корни и традиции, беречь их и приносить пользу людям, родной природе, своему краю.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах наших детей.
Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окру-жающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к народной музыке, к культуре и традициям осетин.
Детство – это то, что дается каждому из нас только, на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, а значит, следует очень бережно относиться к периоду детства, поддерживать, деликатно направлять естественный путь развития.
Народная музыка с ее глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека очень важна для всестороннего развития ребенка.
«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы
проталкивать в них детей» (немецкий пианист и педагог Артур Шнабель).