Лучший педагог года

Приобщение дошкольников к фольклорному искусству (5 фото)

Раиса Большакова
Приобщение дошкольников к фольклорному искусству
▼ Скачать +Заказ

Хочется начать со слов крупнейшего исследователя детского фольклора Г. С. Виноградова: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».

Публикация «Приобщение дошкольников к фольклорному искусству» размещена в разделах

Приобщение дошкольников к фольклорному искусству

Воспитание детей в народных традициях имеет большое значение во всем мире. Это связано с необходимостью воспитания утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Общеизвестно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого малого возраста. За последние годы на Новгородчине уже накопили опыт приобщения подрастающего поколения к великим ценностям русской культуры. Начиная с детского сада, детей знакомят с русскими семейно-бытовыми традициями, календарными праздниками, народными песнями, играми, ремеслами, обрядами. Обучение музыкальному фольклору носит живой, неформальный характер. «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению», отмечал Л. С. Выгодский. Педагоги должны создать такие условия для детей, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становятся частью его жизни.

В основу данной разработки легли положения концепции регионального компонента «Новгородский край», утвержденные комитетом образования Новгородской области в 1997 г., в основе которой лежит ориентация региональной системы образования на культурные ценности народа, на осмысление, сохранение и передачу следующим поколениям гуманистических и эстетических основ национального мировоззрения.

Цель разработки: воспитание личности ребенка, как носителя национальной культуры, понимание образов, мотивов, сюжетов традиционного народного искусства.

Для реализации цели ставятся следующие задачи:

• воспитывать интерес и уважение к народным обычаям и традициям;

• познакомить детей с разнообразием русского народного песенного творчества на примере семейно-бытовых и календарных образов;

• дать представление о художественной специфике и региональных особенностях русской традиционной культуры;

• создать условия для развития эстетического вкуса и творческих способностей;

• воспитывать чувство любви к родному краю и уважение к его культурному наследию;

• развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление;

• формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

• развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей.

Фото №1 Хочется начать со слов крупнейшего исследователя детского фольклора Г

Для того чтобы приобщить детей к народному искусству, мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа. По данному направлению ведется кружковая работа.

«Красна песня ладом». Народные пословицы знакомят детей с колыбельными песнями, с русской народной лирической песней, с хороводами, частушкой.

«У каждого молодца нет забавам конца». Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках, которые безотрывно связаны с народными играми. Народные игры, как жанр русского народного творчества являются национальным богатством. А мы должны сделать их достоянием наших детей. Обращаем особое внимание на фольклорные игры новгородского края. В работе используем межпоколенную связь, где участницы «Клуба творческого долголетия» при новгородской общественной организации «Городской совет женщин» делятся опытом с детьми.

«Кто людей веселит, за того весь свет стоит». Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Родители принимают участие в изготовлении игрушек-самоделок.

«Кто в радости живет, того и кручина неймет». Об этом рассказывает народный театр, где участвуют не только персонажи, куклы, петрушки, скоморохи, но разыгрываются русские народные сказки совместно с родителями, гостями микрорайона и участницами «Клуба творческого долголетия».

Особая роль в системе с детьми отводится народному искусству – приобщение детей к творчеству народных умельцев. Активная роль отводиться кружковой работе «Щедрый мир» и бабушкам-рукодельницам. Таким образом, специалисты детского сада, музыкальные руководители, педагоги, родители, гости из «Клуба творческого долголетия», перекликаясь друг с другом, выполняют огромную миссию, непринужденно вовлекая ребенка в мир Фольклора – Музыки – Театра.

Освоение традиционной народной культуры невозможно без использования наглядного материала, просмотра видеосъемок, организации встреч с носителями народной культуры: Областным Домом народного творчества, Музеем-заповедником. Работаем в комплексе, в тесной взаимосвязи с учреждениями социума: Драматический театр, народные коллективы («Элеганс», «Эльмира», «Лад»).

Ценность данного материала в самом цикле народной культуры, в повторности, в передаваемых из поколения в поколение образов. Этот принцип дает возможность детям проживать не один раз в одних и тех же обрядах, и, также как взрослым, передавать этот материал малышам.

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия позволяет комплексно подойти к проблеме усвоения различных видов искусства ребенком.

Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции. Освоение фольклорной импровизации – важная ступень, ведущая к глубокому постижению этого вида искусства.

Фото №2 Народная культура фольклор народной массы

Погружение ребенка в атмосферу музыкального фольклора, идущего от слова и сердца, позволит перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми.

Обратимся к словам Федоровой Г. П. : «Детский фольклор близок и интересен детям, а мы им помогаем, приобщаем к фольклору, играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться». Детский фольклор педагоги могут использовать в часы досуга, как физкультминутки или просто в свободной деятельности, на праздниках. Логопедам и дефектологам детский фольклор поможет в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, и физрукам, так как они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Высокое позиционное звучание речи влияет на развитие певческой интонации.

Фото №3 Это детский фольклор

Закончить хочется словами А. И. Бурениной: «Если педагоги владеют тремя основными «ключами» в организации детских досугов «Интеграция – Игра – Импровизация», значит, они готовы к организации проведения легких, веселых и занимательных развлечений, где созданы условия для творческого самовыражения детей, снятия их неуверенности и зажатости. Добиться наилучших результатов и эффективности в этом позволит деятельность, тесно связанная с фольклором».

Фото №4 Публикация Приобщение дошкольников к фольклорному искусству размещена в разделах Народная культура фольклор Темочки
Публикации по теме:

Фотоотчет «Рябина-целительница. Приобщение дошкольников к народной культуре»Фотоотчет «Рябина-целительница. Приобщение дошкольников к народной культуре» «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомысленен.» Н. М. Карамзин А вы замечали, что в этом году рябины очень.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Из опыта работы. Приобщение дошкольников к художественной литературе Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе «Чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушкин Я хочу рассказать о своем опыте.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Приобщение детей к высокому изобразительному искусству» Известно дошкольное детство – период интенсивного психического развития и становления качеств личности. Дети растут быстро и не успеешь.

Приобщение дошкольников к истокам народной культурыПриобщение дошкольников к истокам народной культуры Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в дошкольном отделении №11 МБОУ «Гимназия №6». Любой город обладает огромным потенциалом.

Приобщение дошкольников к природеПриобщение дошкольников к природе Много разговоров слышится про то,как мы засоряем свою планету,не бережем ее. К сожалению, не все зависит от простого человека. В наших силах.

Приобщение дошкольников к русским народным традициямПриобщение дошкольников к русским народным традициям В настоящее время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своей семье, стараясь оградить детей от зла, жестокости и агрессии.

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» Тема проекта: «Приобщение дошкольников к русской национальной.

Развитие творческого потенциала личности ребенка через приобщение к искусству оригами «Вот, вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы И поклевали то; Иное упало на места каменистые, где.

Сценарий к фольклорному празднику, посвящённому Дню Удмуртской республики «К нам гости пришли» для детей средних групп Ведущая. Когда-то очень давно поселились в лесу удмурты. Кто знает, почему они облюбовали это место. То ли понравился им холм посреди дремучего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к фольклорному искусству
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 14:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к фольклорному искусству» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Большакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД