Жукова Виктория Андреевна
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к базовым ценностям русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к базовым ценностям русского народа
В современной эпохе наша страна проходит через сложный период, где утрачивается понимание о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме, а слова «наркотики», «насилие», «безнравственность» и «бездуховность» становятся обыденностью. И важно серьезно задуматься о том, какими вырастут наши нынешние дошкольники.
Публикация «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к базовым ценностям русского народа» размещена в разделах
Существует неотложная потребность в качественных изменениях в работе дошкольных образовательных учреждений, которые являются первым этапом системы непрерывного образования для молодого поколения, поскольку формирование их сознания и отношения к окружающему миру зависит от того, что они видят и слышат с самого детства[6, c. 18].
Целью федеральной программы дошкольного образования является обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Основой для этого служат духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции[7, c. 12]. В числе таких ценностей можно выделить жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его будущее, высокие моральные идеалы, крепкая семья, творческий труд, приоритет духовного развития перед материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, сохранение исторической памяти и передача ее последующим поколениям, единство всех народов России[3, c. 31].
Объединение обучения и воспитания в детском образовательном процессе - одна из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года. Ее цель заключается в формировании общей культуры личности детей, развитии их социальных, нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения. Это делается в интересах человека, семьи и общества[4, c. 20].
Овладение народным наследием приобретает особую актуальность в связи с достижением цели федеральной программы. Одна из задач, которая решается, - это приобщение детей к базовым ценностям российского народа. Создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру и становление опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей также являются важными задачами. Важно помнить старинную мудрость, которая говорит о том, что человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего. Это означает, что приобщение детей к основам народной культуры является естественным способом овладения народным наследием.
На всех уровнях воспитания, начиная с дошкольного, необходимо основываться на традиционных ценностях российского общества. Это позволит сформировать полноценного человека, который будет любить своих родителей, свой дом и свою страну, а также уважать другие народы. Формирование общечеловеческих ценностей является основой для целостного образовательного процесса. К. Д. Ушинский отмечал, что любовь к отечеству является верным ключом к сердцу человека, поскольку нет человека без самолюбия[2, c. 22].
Содержание воспитательной работы ДОО отражает все систему ценностей российского народа, в соответствии с возрастными особенностями детей. Традиционные ценности, передаваемые из поколения в поколение, формируют мировоззрение граждан России. Они являются основой общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны. Гражданский единство укрепляется благодаря этим ценностям, которые находят уникальное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Воспитание в патриотическом направлении основано на ценностях Родины и природы. Духовно-нравственное направление воспитания опирается на ценности милосердие, жизнь и добро. Социальное направление воспитания строится на ценностях человека, семьи, дружбы и сотрудничества. Познавательное направление воспитания основано на ценности познания. Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на ценностях жизни и здоровья. Трудовое направление воспитания основано на ценности труда[1, c. 15].
Система воспитания в дошкольном возрасте играет ключевую роль в формировании ценностей и отношения ребенка к миру. Эстетическое направление воспитания подчеркивает важность культуры и красоты. Окружающая среда оказывает сильное влияние на формирование личности ребенка. Для достижения всестороннего развития и духовного богатства необходимо активно включать ребенка в культурные ценности, народные традиции и опыт предшествующих поколений. Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям является одной из сложнейших и актуальных задач, которую должны решать все, кто имеет отношение к детям сегодня[5, c. 154].
Наша работа направлена на усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения и любви к родным и близким. Это то, что мы сейчас заложим в душу ребёнка, и это станет его и нашей жизнью. Главный результат этой работы будет проявляться позднее.
Библиографический список
1. Аполонова Н. В. Приобщение дошкольников в русской национальной культуре. / Н. В. Аполонова // Дошкольное воспитание, 2019. - № 5-6.
2. Бердникова Н. В. Веселая ярмарка. Народные календарные праздники для детей 3-10 лет. / Бердникова Н. В., Афоничева Е. А. – Ярославль: Академия развития, 2015.
3. Бочкарева Л. П. Культурологическое образование детей дошкольного возраста : методическое пособие. Выпуск 6: «Мир игры». Игровые технологии формирования основ детских культур. – Ульяновск: ИПКПРО. 2020.
4. Гладких В. Н., Мальцева Н. В. Мы призваны сохранить русскую историю, культуру, традиции. / В. Н. Гладких Н. В. Мальцев // Дошкольное образование, 2022. - № 6, с. 39-43.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской национальной культуре. Программа. Учебно-методическое пособие. /О. Л. Князева, Н. Д. Маханева, - 2-е изд. перераб. и доп. ; СПб. : ДетствоПресс, 2018.
6. Тихонова А. Ю. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста (на материале художественных ремесел) : дисс. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2019.
7. Тихонова А. Ю. Фольклор народов Среднего Поволжья : Хрестоматия-Ульяновск; УИПКПРО, 2003.
8. Чебан А. Я. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. ; ТЦ «Сфера». 2022.