яна парфенова
Приобщение детей к экологии посредством применения современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«В мире есть не только нужное, полезное,
но и красивое!
Мир, окружающий ребенка,
это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой».
В. А. Сухомлинский
Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Публикация «Приобщение детей к экологии посредством применения современных образовательных технологий» размещена в разделах
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, а так же накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека.
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников.
Современные дошколята – это что-то необыкновенное. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся, вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей.
В процессе экологического образования дошкольников обычно используются разнообразные методы : практические (игры, ребусы, загадки, акции, наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты, игры, викторины и т. д., словесные (художественное чтение, беседы).
Сейчас в наше время компьютерные технологии и мультимедийные презентации приобретают всё большую популярность, что я с удовольствием и применяю. Они проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Я с удовольствием применяю компьютерные технологии с детьми, потому что:
- предъявление информации на экране компьютера или интерактивной доске в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно /при этом включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная/;
- презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему;
Благодаря компьютерным технологиям в процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики : «Голоса птиц», «Насекомые», «Чудо-овощи», «Явления природы», «Грибы», «Птицы – наши друзья», «Кто живет на ферме», «Экологические катастрофы», «Планеты Солнечной системы» и многое другое.
Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал, но предпочтение отдаю ИКТ: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи и т. д., при этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
В практике своей работы, я использую разный иллюстративно-наглядный материал на электронных носителях:
- звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;
- экранные материалы – это слайды созданные для отдельных тем;
- мультимедийные презентации – помогающие рассказать детям об окружающем мире /презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
С удовольствием применяю мультимедийные экологические игры, я включаю их как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры и многое другое.
Провожу мультимедийные экологические викторины, они позволяют ребёнку разобраться в своих знаниях, развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, умение быстро ориентироваться в заданных вопросах и находить правильные ответы на них.
С большим интересом дети воспринимают и интерактивные игры, считаю это удобное и перспективное изобретение, это просто большая помощь для любого педагога.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы работы, которые стимулируют познавательную деятельность детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях:
- экскурсии по экологической тропе;
- виртуальные экскурсии в музеи;
- прогулки на участке;
- работа в огороде, на клумбе;
- работа в уголке природы, включая огород на окне;
- наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;
- опытно - экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;
- чтение природоведческой, художественной литературы;
- изобразительная деятельность;
- экологические занятия;
- экологические конкурсы, праздники, развлечения;
- обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на экологические темы;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – путешествия)
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
Использование в работе современных технологий дали видимый результат и являются актуальными.
Теперь я с уверенностью могу сказать, что наши воспитанники гораздо больше знают о природе родного края, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственными.
Работу в данном направлении с удовольствием буду продолжать совместно с детьми и родителями.
Список используемой литературы
1. Белая К. Ю., Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]/ К. Ю. Белая – М. : ТЦ Сфера, 2004.
2. Кондратьева Н. Н., Шиленок Т. А., «Мы» Программа экологического образования детей – С-П. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
3. Николаева С. Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М. :ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.
4. Соломенникова, О. А., Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/ О. А. Соломенникова. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.