Евгения Браилова
Приобщение детей дошкольного возраста к трудовой деятельности
▼ Скачать
Приобщение детей дошкольного возраста к трудовой деятельности.
В настоящее время ситуация социального развития общества требует внимания к трудовой деятельности личности, мобилизации духовных, интеллектуальных и физических сил каждого человека, его активного участия в труде. Процесс активизации человеческого фактора зависит от результатов формирования ценностного отношения к труду.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к трудовой деятельности» размещена в разделах
Рассмотрим само понятие труд. В словаре русского языка Т. Ф. Ефремова дается понятие «труд» как:
1. Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии;
2. Рабочая сила, мускульная или нервная энергия, затрачиваемая на производство чего-либо;
3. Усилие, старание, направленное на достижение чего-либо;
4. Результат деятельности, произведение, создание чего-либо.
В полном объеме со всеми специфическими компонентами труд проявляется в период взрослости. С трудом связано развитие сознания человека и его становление как субъекта деятельности.
Трудовая деятельность является важным средством развития личности. Уже в дошкольном возрасте развиваются начальные формы трудовой деятельности, ее развитие происходит в двух направлениях:
1. Формирование предпосылок трудовой деятельности, которые развиваются в разных видах детской деятельности (продуктивной и игровой, в них формируется произвольность поведения, целенаправленность действий, элементы планирования, овладение навыками;
2. Становление собственно трудовой деятельности, в формировании общественных мотивов деятельности.
Труд дошкольника весьма специфичен - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства, как совместная деятельность дает возможность проявить заботу о близком человеке. Трудовая деятельность должна быть творческой, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Он развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучие.
Ценность труда ребенка не в создании материальных благ, а в удовлетворении личных потребностей самого ребенка и близких ему людей. Объективно оценить труд дошкольника трудно, но ребенок испытывает настоящие трудовые усилия и соответственно оценивает труд. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.
Отличительная особенность труда детей - его близость к игре. В современной педагогике разрабатывается технологический подход к образованию. Трудовое воспитание не стало исключением, существуют педагогические технологии приобщения дошкольника к труду :
• Технология развития трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста Л. И. Сайгушева;
• Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи М. В. Крухлет;
• Технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде Ю. А. Мичурина.
Проанализировав перечисленные выше технологии, более подробно остановимся на технологии вхождения ребенка в реальные трудовые связи М. В. Крухлет. Данная технология направлена на конструирование педагогического процесса, таким образом, чтобы развивать ребенка как субъекта деятельности и создать условия для проявления его потенциальных возможностей и способностей. Педагогический процесс конструируется на основе методик взаимосвязи трудового воспитания и определяет пошаговое приобщение воспитанников к современному миру в процессе разнообразной детской деятельности.
Первый шаг – формирование знаний о предметах и труде взрослых.
В младшей группе – наблюдение за изготовлением взрослыми поделок; в средней группе – знакомство с трудом сотрудников детского сада; в старших группах – знакомство с профессиями родителей, их интересами, увлечениями.
Второй шаг – овладение трудовыми умениями, способами самоконтроля и самооценки.
В младшем возрасте это освоение процессов самообслуживания; в средней группе – освоение посильных процессов хозяйственно-бытового труда; в старшем дошкольном возрасте можно обучать уборке, элементарной починке одежды, приготовлению простейших блюд.
Третий шаг – вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми. Для этого в группе создается специальная обстановка, учитывающая возрастные, индивидуально-половые интересы и склонности воспитанников. В младшем возрасте мотивацию к самообслуживанию стимулируют привлекательные дидактические пособия. Для детей старшего возраста создаются уголки творческого труда, где мальчики могут выжигать, мастерить из разных материалов и конструктора, а девочки – шить, вышивать.
Важно учитывать предпочтения девочек и мальчиков к разным видам продуктивной деятельности, для этих целей приемлемо организовать детские мини-мастерские.
В соответствии с данной технологией образовательный процесс конструируется на основе образовательной ситуации. Она предполагает использование воспитателем возникшей в группе ситуации для решения воспитательно-образовательных задач в тот момент, когда дети наиболее расположены к данному виду деятельности, восприятию социального опыта, содержательному диалогу со взрослым. В каждом отдельном случае необходимо отмечать детские достижения и успехи.
Данная педагогическая технология имеет методические особенности. Эти особенности мы рассмотрим ниже.
В младшем дошкольном возрасте, основная цель: помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию.
На первом этапе – это приобретение детьми представлений о направленности, содержании и структуре процессов самообслуживания. Для этого в арсенале педагога должны быть различные формы образовательных ситуаций (чтение коротких стихов, дидактические игры, совместная трудовая деятельность и т. д.) и методы организации совместной трудовой деятельности ребенка и взрослого (обыгрывание способа действий, показ и разъяснение способов трудовых действий).
На втором этапе – актуальным становится развитие проверочных и оценочных умений в самостоятельной деятельности малышей по самообслуживанию. Формы образовательных ситуаций, которые использует педагог, остаются прежними, а набор методов при организации совместной трудовой деятельности расширяется : использование меток, объяснение способа действий, контроль и оценка детской деятельности взрослым, контроль и оценка детской деятельности от лица персонажа, совместная оценка взрослым и ребенком деятельности персонажа.
Третий этап нацелен на взаимодействие воспитателя и родителей по формированию у ребенка позиции субъекта посильного самообслуживания. На данном этапе применимы следующие формы работы с родителями: разъяснение родителям сущности «кризиса трех лет», посещение родителями группы, просмотр и обсуждение родителями видеоматериалов, представляющих режимные моменты в ДОУ, участие родителей в диагностике по выявлению детской умелости по самообслуживанию.
Основной целью в среднем дошкольном возрасте является обучение ребенка выполнять трудовые процессы целостно, от постановки цели до получения результата. Основное условие для достижения поставленной цели – это целостное усвоение ребенком трудового процесса, а средствами для этого будут служить взаимосвязь средств, трудового воспитания. В работе с детьми данного возраста пополняются формы образовательных ситуаций: занятия по трудовому обучению, рассматривание фотографий, где представлены основные этапы трудового процесса игры - труд. Расширяется и методическая база при организации детской трудовой деятельности : использование схем последовательности действий дежурных, побуждение ребенка к поиску ошибки при выполнении обязанностей дежурного, привлечение детей к оценке действий дежурных.
В старшем дошкольном возрасте необходимо помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных для него видах трудовой деятельности. Основными условиями достижения цели являются: оказание помощи в нахождении ребенком для себя интересного вида трудовой деятельности, расширение спектра посильных для него обязанностей для освоения того минимума социального опыта трудовой деятельности, который раскрывает индивидуальный творческий потенциал и соответствует зарождающимся половым предпочтением. Формы образовательных ситуаций включают в себя, используемые ранее, но добавляются следующие: экскурсии, включение дошкольников в наблюдаемые доступные трудовые процессы, организация занятий с подгруппами, составление детской кулинарной книги. В данном возрасте используемые методы таковы: использование предметно-схематических моделей предстоящей деятельности, опорных схем, моделей, чертежей, а также «домашних заданий».
Делая заключение, можно сказать, что, приобщение ребенка к трудовой деятельности выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразование его в соответствии со своими потребностями.
«Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов» К. Д. Ушинский.