Труханова Марина
Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и праздникам народов России в тесном сотрудничестве с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция развития дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению его содержания очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к воспитанию дошкольников, частью которого является формирование нравственно-патриотических, гражданских чувств и культурного кругозора.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека и здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в бережном отношении к народной памяти, национально - культурным традициям и праздникам. Ребенок, по мнению В. ГБезносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и праздникам народов России в тесном сотрудничестве с родителями» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Россия - многонациональная страна. Традиции народов России - это то, что полнее всего отражает ее духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройдённого предками пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми
циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры – обычаи и праздники разных народностей. Сохранение этого наследия – благородная и непростая задача. Деятельность по данному направлению организовывается воспитателем (в тесном взаимодействии с узкими специалистами учреждения) через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную, музыкальную деятельность, организацию экскурсий, праздников. Педагогическим инструментарием также служат: беседы, познавательные игры, показ медиа и видеоматериалов, «погружение» в культуру разных национальностей, населяющих нашу страну посредством развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых и других игр, мероприятия, знакомящие детей с традициями разных народностей, с их бытом, праздниками, национальными блюдами, видами национальных танцев и разнообразием музыкального и художественно-литературного фольклора. Колоритность, самобытность такого познавательного досуга наполняют ребенка радостью и чувством сплоченности и дружественности, позволяет понять и принять культурное многообразие своей Родины.
Условиями эффективности работы педагогического коллектива в данном
направлении являются:
-соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание
обогащенного пространства развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт;
-тесное сотрудничество с родителями (законными представителями)
воспитанников, вовлечение их в это пространство. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников — это взаимная, ответственная деятельность взрослых участников воспитательно - образовательного процесса.
Приведем в пример нетрадиционные формы работы с родителями в качестве эффективных:
Организация семейного танцевального фестиваля «Мы едины. В ритме танца» как средство расширения кругозора детей при знакомстве с национальным костюмом, музыкальным народным творчеством, традициями представителей разных этнических культур через досуговую деятельность.
Выставка семейных творческих работ «Путешествие в…», задача которой - формирование толерантных основ личности дошкольников через наглядное представление разных уголков нашей родины, людей, её населяющих, расширение кругозора воспитанников, знакомство с географией родной страны с её республиками, округами, которые населяют представители разных этносов, национальностей.
Семейная викторина «Матушка-Россия», направленная на расширение знаний о культуре народов России.
Кулинарная ярмарка «Кухня народов России», направленная на знакомство с разнообразием национальных блюд и творческое самовыражение детей и родителей.
Выставка книжек-малышек «Обряды и традиции», картотеки народных игр и фольклора как средство организации совместного детско-родительского познавательного досуга.
Спортивно-оздоровительное развлечение «Игры наших бабушек и дедушек», направленное на сплочение семьи, популяризацию здорового образа жизни, обогащение культурного опыта колоритными народными играми.
Музыкальный семейный вечер «Народные инструменты – наши друзья!», с целью знакомства с народными инструментами и их звучанием.
Создание мини-музеев и интерактивных выставок «Широка страна моя родная!» с привлечением родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиций.
В общей постановке задач дошкольного образовательного учреждения и семьи, в общем видении проблемы, в единении взглядов, подходов, воздействий, в эффективном взаимодействии и состоит залог успеха – «рождение» социально-зрелой, этнотолерантной, нравственной, культурно-развитой личности ребенка.
Источники литературы:
1. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного
возраста. Сборник научных трудов. / Отв. ред. Т. С. Комарова. – М., 1983.
2. Система работы по воспитанию чувств патриотизма. Подготовительная группа. Т. В.
Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
3. Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. А. Е. Писарева. – М. : ТЦ
Сфера, 2007.