наталья немкова
Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Любой народ по-своему велик,
Бесценен вклад его в наследство вековое.
Так сбережем свою культуру и родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Приобщение нового поколения к национальной культуре является эффективным средством формирования у детей патриотических чувств и развитие духовности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторической национальной самобытности.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа» размещена в разделах
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.
Педагогические условия по приобщению дошкольников к национальной культуре, как организации педагогического процесса, включают следующее: преемственность в работе воспитателей, их содружество с музыкальным руководителем, также всеми сотрудниками детского сада.
Знакомство детей с родным краем, с его достопримечательностями и национальным колоритом неотъемлемая часть любой образовательной программы дошкольного учреждения.
В процессе знакомства с родной республикой ребята обратили внимание на красоту и необычность хакасского национального костюма. Их заинтересовали платья, у которого подол разной длины, завязанные назад платки у женщин. Воротники и манжеты, украшенные орнаментом. Удивительной красоты украшения. Так в нашей группе возник проект, посвященный национальному костюму хакасов. Дети вместе с нами планировали деятельность и определяли конечный продукт проекта — это создание мини – музея национальной одежды.
Во время проекта,дети сравнили русские народные костюмы и хакасские костюмы и выяснили, что у хакасского костюма есть : характерные длинные манжеты, застегнутые на несколько мелких пуговиц; остроугольные воротники, которые застегиваются на одну большую пуговицу; костюм украшают наплечники, украшенные орнаментами, женское платье имеет подол разной длины. Проводили поисково-исследовательскую деятельность. Из разных источников, а именно из книг, и интернета узнали, почему хакасское платье очень широкое и имеет подол разной длины. И почему хакасские женщины завязывают платок назад. По итогам деятельности были составлены мини-рассказы об особенностях женского костюма. Познакомились с праздничной одеждой хакасов, нашли информацию о хакасском украшении пого. Дети с удовольствием занимались изготовлением данного украшения. Так же ребята, узнали об особенностях хакасского орнамента.
Дети оформляли сам мини-музей. Самостоятельно решали, какую информацию они могут рассказать, какие альбомы и рисунки можно выставить, какие экспонаты можно представить.
Большой вклад в реализации проекта внесли родители наших воспитанников. Они не только принесли картинки, фотографии, книги, но и кукол в национальной одежде, тем самым помогли создать музей.
Мини – музей предоставляет возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
По мере освоения детьми материала, музей пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагаются иллюстрации к сказкам и легендам хакасского народа, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, фотографии. Дети многое узнают о быте и жизни хакасского народа.
Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д
Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, оригами, рисование, рисование орнаментов и пейзажей и т. д. Знакомим детей с национальными украшениями, национальной вышивкой.
В своей работе мы используем художественное слово, наглядные пособия. Дети с удовольствием слушают музыку, детские песни. Работа с детьми ведется и через ознакомление с художественной литературой. В своей работе широко используем все виды фольклора (сказки, легенды, пословицы, поговорки и т. д.). Особый интерес у детей вызывают мифы и легенды. Разнообразен и многолик фантастический лик хакасских мифов. Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре. Таким образом, произведения устного народного творчества формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Используя народные игры, мы рассказываем детям о жизни хакасского народа, показываем иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Детям нашей группы очень нравятся игры «Мелей Чаазырары» (Спрячь рукавицу) и «AFACHAH,ТАРТЫС» (перетягивание палки) отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.
Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях, образе жизни, культуре народа. Представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют нравственно и физически, укрепляют здоровье.
Народный праздник, проводимый в детском саду, является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. В процессе работы над праздником, дети много узнают о хакасских обычаях, традициях.
В день осеннего равноденствия проводим праздник Уртун Тойы (праздник Урожая). Это красивый, вкусный праздник, он очень нравится детям. Праздник заключает в себе акт Благодарения Природе. Сам акт указывает на высокую духовность основного правила жизни в природе: “алыс-пирiс” - взял-отдал, “получил - отблагодари”. Дети вместе с родителями демонстрируют блюда нового урожая, поделки из овощей и фруктов.
После дня осеннего равноденствия у хакасов особое внимание уделялось старикам, заботились о людях старшего поколения, начинался месяц Хуртуйах ай (месяц стариков). На этот праздник приглашаются бабушки и дедушки ребят. Дети поют о них, дарят подарки, сделанные своими руками.
Подготовка, в виде бесед и народных игр, проходит в преддверии праздника хакасского народа “Чыл Пазы” (Хакасский новый год). При проведении этого праздника мы включаем ритуалы: Почитания огня, Очищения души, Почитания священной берёзы. На этих праздниках завязываем с детьми на берёзу чалама (ленточки трёх цветов, загадывая желания.
После этого праздника мы проводим праздник Земли – “Чир Ине”. “ Поэтому в детском саду проводим беседы на экологическую тему, очищаем участки, сеем семена в наши «мини-огороды».
На этих праздниках завязываем с детьми на берёзу чалама (ленточки трёх цветов, загадывая желания. Все всегда сопровождается хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой и подвижными играми, различными сюрпризами.
Все мероприятия проводим вместе с родителями. Это сплачивает не только детей, но и родителей, а также играет огромную роль в становлении национального самосознания ребёнка. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка.
Таким образом, традиции хакасского народа формируют национальное самосознание ребёнка.
Хакасская пословица гласит : “Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной»
Воспитание патриотических чувств и толерантной личности есть и будет одними из главных составляющих воспитания маленького гражданина.