Нина Николаева
Приобщение детей дошкольного возраста к олонхо как к сокровищнице вековой мудрости народа
▼ Скачать +Заказ
Героический эпос олонхо был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005 г. Как известно, олонхо – вершина якутского фольклора. Оно уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа. Олонхо является великолепным памятником самобытного якутского поэтического искусства, имеющимнепреходящую художественную, идейную и познавательную ценность. Нашему народу дана возможность сохранения распространения эпоса олонхо в современных условиях. Сейчас, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы ищем пути возрождения национального самопознания подрастающего поколения и обращали свои взоры на духовное и этнокультурное начало, на вековой опыт нации.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к олонхо как к сокровищнице вековой мудрости народа» размещена в разделах
Актуальность
В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олонхо как сокровищницы вековой мудрости народа. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит духовной культуре народа, которая в силу своих особенностей способна влиять на духовное развитие личности, формировать мировоззрение и воспитывать гуманистические идеалы. Поэтому, желательно с дошкольного возраста нужно начинать знакомство детей с олонхо. Это обогащает детей духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. Рассматриваемый нами в данной работе вопрос восприятия олонхо детьми дошкольного возраста является, на наш взгляд, интересным и актуальным.
Олонхо активно развивает у детей : грамотную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, прививает любовь к родному краю, народу и т. д. Учит детей отличать добро от зла, тем самым помогает противостоять всему плохому, прививает такие важные качества, как гуманность, справедливость, храбрость, милосердие, любовь к природе.
В дошкольном детстве происходит освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных учреждениях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка. Педагогика олонхо включает основные факторы народного воспитания, выделенные доктором педагогических наук, профессором Г. Н. Волковым: природу (среда, игру, действие (труд, общение (во всех видах деятельности, традицию, быт, искусство народа. Дошкольный возраст благоприятен для начала обучения языку, культуре, различным знаниям. В это время ребенок более восприимчив к овладению ими.
В группе «Сулусчаан» мы разработали план работы по изучению олонхо, целью которой является развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, развитие познавательных процессов, развитие способности мыслить свободно, творчески.
Приобщение к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий.
Мы разработали календарно-тематический план и систему занятий. Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи или проводить в свободное от занятий время.
№ лэ крэ Ис хоооно, сыала-соруга Туттуллар тэрилэ
1 Бэлэмнэнии лэ Ийэ олохоут Решетников Петр Егорович - К Бтр туунан билииннэрии Кинигэтин крдр. Решетников П. Е. мэтириэтэ
2 «Кнэ кччр аттаах кстээх-уохтаах Кн Кндл Бухатыыр» Олохо туунан билииннэрии, ис хооонун оолорго йдт Олохо уобарастарын ойуулара
3 Олохо дойдутун сирэ-уота, дьонноро, ктр-срэрэ Айыы дьоно сайдан олороллоругар айыла оруолун билииннэрии, айылаа сыыаннара. Орто дойду сирин-уотун, ктрн-срэрин олохо тылынан билииннэрии Литература: Е. П. Чехордуна “Мин дойдум – олохо ойуулаах тылдьыта”
4 Томороон Тойон, Хокууда Хотун Олохо ыалын билииннэрии. Аар Тойон аа, ааны ытыктаан ааттааын Айыы аймаын, томороон Тойон, Хокууда Хотун ойуулара
5 Айыы кыыа – Сандаара Куо Кн-кбэй ийэ – ийэни таптаан, кндргэтэн, ытыктаан ааттааын Кыыс оо ойуутун, тааын-сабын, симэин-киэргэлин ойуутун крдр
6 Аллараа дойду бухатыыра Суордайа Хара Айыы кыыын уобараын билииннэрии. йтн ааарга рэтии. Кыыс оо тааын-сабын, симэин салгыы билииннэрии. Абааы бухатыырын тылын-н билииннэрии Суордайа Хара ойуутун крдр
7 Кстээх-уохтаах Кн Кндд бухатыыр Бухатыырдар охсуууларын олохоттон ааыы, кэпсээин. Олохо бухатыырын тааын-сабын, тэрилин билииннэрии, чиэтии Олохо бухатыырын тааын-сабын, тэрилин ойуутун крдр, быаарыы
8 Бухатыыр ата Бухатыыр атын н-дьнн ойуулаан кэпсээин, тэрилин крдр, рэтии Бухатыыр атын ойуута. Ат тэрилин ойуутун крдр
9 Кэскил Уолан крэх «Кнэ Кччр аттаах кстээх-уохтаах Кн Кндл бухатыыр» олохону рэтии
10 Викторина «Олохону т билэин?» Ыйытыыларга хоруйдааын
11 Выставка «Олохо геройдара» Дьиэ кэргэнинэн урууйдар, ооуктар
12 Олохону туруоруу «Кнэ Кччр аттаах кстээх-уохтаах Кн Кндл бухатыыр» олохону туруоруу
13 Остуол оонньуулара Хабылык, хаамыска, крчэх
14 Мини-музей «Олохо» Куукулалар, остуол оонньуулара, кинигэлэр, хартыыналар, ооуктар
Олонхо является мудростью народа саха, поэтому требует внимательного изучения материала. В современных условиях олонхосутов почти не осталось, и сами педагоги не знаем олонхо. Поэтому в первую очередь была поставлена задача - изучить и собирать литературу, материалы про олонхо.
После изучения распределили материал олонхо по образовательным областям:
- развитие речи
- художественно-эстетическое развитие
- музыка
- трудовая деятельность
- взаимодействие с родителями
Задачи изучения олонхо :
- выявить интерес к олонхо;
- создать микроклимат и условие для восприятия олонхо;
- обеспечить правильное усвоение текста.
Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас. Сначала олонхо рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется.
Ознакомление с эпосом олонхо в детском саду тесно связано с изодеятельностью. Прочитав отрывок из олонхо, рассматриваем картинки, рассуждаем, по содержанию дети рисуют эскиз. Передача образов олонхо в рисунке несет познавательную, воспитательную, эстетическую функции. Дети достигают определенного уровня знаний об олонхо, о главных героях, с помощью изобразительных средств создают образ в рисунке. И все это способствует разностороннему развитию детей.
Также для изучения олонхо огромное значение имеет музыка. Народные песни якутов о природе, о жизни навевают на детей чувство родины. В старину каждый якут становится певцом, если сядет на быка или лошадь как гласит народная мудрость. К приходу олонхосутов в гости готовятся заранее. В этот вечер быстро управляются с домашними делами, сытно ужинают и всю ночь слушают олонхо. В песне они слышат образы человека айыы, адьарай, их сражения, родную природу, трех миров, перевоплощения и т. д. На этом этапе запланировали слушание отрывки из олонхо в исполнении Г. Г. Колесова и других певцов. Образ героев через музыку, пение "дьээ-буо" должен передать детям прекрасную музыку стихосложения. Пение "дьээ-буо" в олонхо занимает огромное значение. Каждый образ имеет свои своеобразные мелодии, темы.
Наши воспитанники ежегодно успешно выступают на городских и республиканских фестивалях песенного и фольклорного творчества.
В этом мы думаем помогло и раннее обучение и пение якутских народных песен
(тойук, олонхо, также игра на народных музыкальных инструментах – хомусе и кпср (руководитель Докторова А. Н.).
В группе «Сулусчаан», будучи еще детьми старшей группы, мы показали олонхо «Кнэ Кх Кччр аттаах Кн Кндл Бухатыыр» как спектакль. Распределяли роли, дети учили слова из реплик, разучивали танцы, готовили декорации, костюмы, атрибуты.
В международном фестивале «Северная радуга» в с. Павловск мы стали лауреатами 1 степени и завоевали приз зрительских симпатий, а Полушкин Дьулуур, исполнявший роль богатыря Кн Кндл, получил приз за лучшую роль.
У каждого народа есть различные игры и игрушки, которые отличаются по виду и свойством материала, вырезанные из тальника, дерева, бересты и конского волоса. В детстве наши предки играли этими игрушками и развивались в соответствии с природой. Все игры детей отражают заботу о домашних животных, об охоте, подготавливая к экстремальным условиям, к труду.
В современных условиях воспитания детей, когда выбор игр и игрушек очень велик, детские и классические игры и сегодня актуальны, поэтому, все игры, основанные на олонхо, придуманы именно опираясь на них. Это игры-путешествия, домино, лото, дидактические настольные игры, кукольные и т. д. Цель игр развитие словарного запаса, воображения, чувства сопережения у детей, внимания, ловкости и силы.
В своей группе дети вместе со своими родителями изготовили якутские куклы по мотивам эпоса олонхо. Дети с удовольствием играют в эти куклы, они являются украшением нашего уголка сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, игра помогает детям показать и воспроизвести смысл олонхо, развивает умственные способности. Усвоив и переиграв, дети начинают самостоятельно строить пересказ.
Все работы по внедрению эпоса-олонхо, как воспитательный метод, без помощи и без сотрудничества с семьей не имеет полноценного значения.
Поэтому организовали мероприятия с целью ознакомления с эпосом олонхо :
- подвижные якутские игры
- шитье и изготовление кукол-персонажей
- вечер олонхо
- национальные костюмы
- спектакль с силами воспитанников
- изготовление дидактических игр.
Как известно, дети очень любят играть в подвижные игры. В своей работе мы включаем и народные подвижные игры, и настольные игры народа саха. Каждый четверг в нашей группе – день якутского языка. Все воспитанники и воспитатели одеваемся в якутские национальные костюмы, поем якутские песни, читаем стихи на родном языке, играем в подвижные и настольные игры. Дети приносят с любовью приготовленные якутские национальные блюда – оладьи, лепешки, пирожки и другие блюда.
Заключение
Итак, олонхо через игры, изобразительную, музыкальную деятельность детей может глубоко проникнуть в душу ребенка и иметь значительное влияние на воспитание.
Подводя итог, своим суждениям и опираясь на опыты педагогов, можем сделать выводы, что последовательная работа по изучению олонхо героического эпоса народа саха должна развиваться, совершенствоваться.
Мы это судим и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в конкурсах.
Список использованной литературы:
1. Елисеева, М. М. ///Приобщение детей дошкольного возраста к олонхо как компонент содержания поликультурного образования/М. М. Елисеева.
2. Андреева Л. Д., Борисова Г. В. Особенности восприятия персонажей олонхо детьми 6-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 232–234. – URL : https://e-koncept.ru/2017/770072.htm.
3. Григорьева А. А., Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М. : Академия, 2003. - 106 с.
4. Степанова О. Н., Филиппова. П. И. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в поликультурной образовательной среде дошкольного учреждения / Степанова О. Н., Филиппова П. И. ; Ин – т повышения квалификации работников образования имени С. Н. Донского – 2. – Якутск: изд – во ИПКРО имени С. Н. Донского – 2, 2006. – 68 с
5. Чомчуук саас: ФГНУ “Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)” №3 (23)2011. Ред. колл: Григорьева А. А., Николаева А. В., Ефимова Д. Г., Аммосова В. В., Иванова А. В.