Елена Лукомская
Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа посредством организации мини-музеев
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1: Уважаемые педагоги, сегодня вашему вниманию предоставляется презентация на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа через организацию мини-музеев. Музейная педагогика-основа познавательной деятельности дошкольников».
Слайд 2: Одно из понятий «Музейная педагогика», определение которое дают Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа посредством организации мини-музеев» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
«Музейная педагогика - есть область научного знания, возникающая на стыке педагогике, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики».
(Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич)
Слайд 3: Цель музейной педагогики.
Цель музейной педагогики: создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея.
Слайд 4: Задачи музейной педагогики. ( См: слайд)
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. (нет в презентации)
Слайд 5: Музейная педагогика предполагает использование разнообразных видов музеев, в том числе этнографических, раскрывающих обычаи, традиции определенного народа. (Фото).
Этнографический подход позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно-бытовой культуры. (нет в презентации)
Слайд 6: В дошкольной музейной педагогике можно выделить, два крупных направления:
1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т. д.) (Фото).
Слайд 7:
2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении (Фото).
Слайд 8: Принципы организации мини-музея в ДОУ :
Думаю, что все принципы понятны, раскрою 2 принципа: принцип научности и принцип глобализма и регионализма.
Принцип научности.
Экспонаты мини – музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне.
Принципы глобализма и регионализма.
Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.
Слайд 9:
Направления работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике:
- Создание тематических коллекций и экспозиций (Фото).
Слайд 10:
- Интегрированные тематические блоки НОД с использованием ИКТ (Фото).
Слайд 11:
- Исследовательская деятельность по методике (Фото).
Слайд 12:
- Презентация детско-родительских исследовательских проектов.
- Музейная педагогика реализация проектов.
- Фольклорные праздники, совместные экскурсии и другие эстетические события.
(Фото).
Слайд 13:
- Совместная художественная деятельность для детей и родителей, в результате которой создаются экспонаты музея. (фото)
Слайд 14:
- Специально организованная и самостоятельная художественная деятельность.
(Фото)
Слайд 15:
Работу по созданию мини-музея можно разделить на 3 этапа:
- Подготовительный этап: в начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
- Практический этап (или этап реализации проекта) : участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей-результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближение. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.
- Заключительный (обобщающий) этап: презентация мини-музея.
Слайд 16:
Формы организации работы с детьми : ежедневные, еженедельные и периодические.
1. Ежедневные.
Коллекционирование вместе с детьми; создание мини-музеев.
2. Еженедельные.
Игры музейного содержания по формированию художественной культуры, игры-развлечения; игры-путешествия; игры - эстетические упражнения: заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи и т. д.). Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).
3. Периодические.
Проведение в мини-музеях тематических мероприятий образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея).
Слайд 17:
Содержание, оформление и назначение мини – музеев должны обязательно отображать специфику возраста каждой группы. На примере всех возрастных групп, мы покажем примеры организации мини – музеев.
Организация мини музея в младшей группе «Домашние животные».
Слайд 18:
Цель: создать условия для реализации проектной деятельности познавательно-информационного типа о домашних животных
Задачи:
Обучающие: дать представление о многообразии животных
Развивающие: формировать умение у младших дошкольников узнавать в игрушках, на картинках диких и домашних животных, называть их детенышей и среду их обитания
Воспитывающие: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать речь воспитателя и детей
Слайд 19:
Оборудование и материалы
Игрушки домашних животных
Постройки из картона для домашних животных
В процессе работы над проектом прогнозируется повышение
Интереса дошкольников к домашним животным
Привлечение родителей к участию в жизни детского сада и группы в частности
Творческих способностей воспитателей
Интереса к коллективной работе с детьми, родителями
Слайд 20:
Мини музей для средней группы «Чудо дерево» (фото)
Слайд 21:
Цель: знакомить детей со свойствами дерева (твердое, не упругое, горящее, раскалывающееся, намокающее) с помощью экспериментальных действий, расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении; дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.
Слайд 22:
Задачи: Обратить внимание детей на разнообразие видов деревянных изделий и их значение в нашей жизни;
Познакомить детей со свойствами, особенностями, возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей;
Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;
Активизировать личностную позицию ребенка.
Слайд 23,24,25 не говорить (показываю) своими словами
26 слайд:
Предполагаемые результаты
Мы считаем что создание мини-музея позволит :
Сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей
Приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие
Позволит пополнять музей новыми экспозициями
Расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц поговорок, интересных материалов.
Обогатит предметно - развивающую среду в ДОУ
Слайд 27:
Создание мини - музея Русская изба. Подготовительная группа.
Слайд 28:
Цель и задачи создания мини – музея.
Цель: развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа.
Задачи:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду: старинный интерьер «Русской избы», предметы быта, национальные костюмы и др.
2. Познакомить с особенностями народного быта.
3. Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширять кругозор.
4. Создать условия для творческого общения и сотрудничества педагогов, детей и родителей.
Слайд 29:
Так же работу по созданию мини-музея делим на 3 этапа : подготовительный, практический и заключительный.
1-й этап – подготовительный.
- изучение литературы;
- обсуждение проекта с родителями;
- обсуждение с детьми и родителями варианты оформления мини-музея и пути сбора информации;
- определение перечня экспонатов, которые составят основу коллекции.
- подбор литературы, аудиозаписей, фотографий по теме.
- выбор места для мини-музея в групповой комнате.
Слайд 30 (Фото) ; Слайд 31 (Фото); Слайд 32 (Фото); Слайд 33 (Фото)
2 –й этап – практический.
оформление мини-музея «Русская изба».
Главная задача второго этапа – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа (оформление, изготовление оборудования, макетов, сбор экспонатов).
Экспонаты мини-музея :
- макет двора – забор, коромысло с ведрами, колодец;
- старинный интерьер русской избы: предметы быта – посуда, веретено, самовар, скатерть, корзины, вязанные дорожки, вышитые полотенца, ухват, кочерга, веник, рушник, шкатулки;
- старинная мебель – макет русской печи, сундук, лавки;
- декоративные элементы – старинные скатерти, рушники, салфетки;
- старинные украшения – бусы, браслеты;
- предметы народных промыслов – изделия из бересты, павлопосадские платки;
- книги народных сказок, сборники потешек, пословиц, детские книги и жизни предыдущих поколений;
- народные игрушки;
- игрушки домашних животных, макеты крестьянского подворья.
Слайд 34:
3 –й этап – заключительный.
- организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме: Экскурсия в мини-музей «Русская изба»;
- использование экспонатов мини-музея для проведения образовательной деятельности с детьми;
- презентация результатов реализации проекта для педагогов и родителей.
Слайд 35:
Предполагаемый результат: данный мини - музей даст знания детям о культурном богатстве русского народа. Он основан на формировании эмоционального окрашивания чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрирующего свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Данный мини - музей пополнит знания детей о культуре и быте русского народа. А также сплотит коллектив и взаимодействие родителей, воспитателей и детей.
Слайд 36: Создание мини - музея Народные промыслы России. Старшая группа.
Слайд 37: Цель и задачи создания мини – музея.
Цель: развивать интерес детей к искусству, эстетическое восприятие и творческие способности через декоративно-прикладное искусство в процессе продуктивной деятельности
Задачи:
- Приобщать детей к народному творчеству;
- Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах различных росписей, поддерживать интерес детей к данной теме;
- Развивать познавательную активность детей.
- Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, золотая хохлома, купавка, оживки, осочки, гжель
- Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, ритмично располагая узор, знакомить с цветовым строем и элементами композиции различных видов росписи.
-Учить детей расписывать плоскостные и объемные формы, используя элементы выбранной росписи.
Слайд 38: Так же работу по созданию мини-музея делим на 3 этапа : подготовительный, практический и заключительный.
1-й этап – подготовительный.
- изучение литературы;
- обсуждение проекта с родителями;
- обсуждение с детьми и родителями варианты оформления мини-музея и пути сбора информации;
- определение перечня экспонатов, которые составят основу коллекции.
- подбор литературы, аудиозаписей, фотографий по теме.
- выбор места для мини-музея в групповой комнате.
Слайд 39:
2 –й этап – практический.
Оформление мини-музея «Народные промыслы России».
Разделы и экспонаты мини-музея :
1. Раздел хохлома.
2. Раздел гжель.
3. Раздел городец.
Слайд 40:
Раздел хохлома состоит из следующих экспонатов: кувшин, ложки, сахарница с ложкой, пиала, салатник, горчичница, кружка, графин, рюмки на разносе, стаканы, стол, стулья. (Фото).
Слайд 41:
Раздел гжель состоит из следующих экспонатов: графин, коровка, доска разделочная, фигурка танцующая пара, набор посуды, кружка, салфетки. (Фото).
Слайд 42:
Раздел городец состоит из музыкальных инструментов, расписанных городецкой росписью: ложки, трещотки, бубенчики и другие.
Слайд 43:
3 - этап – заключительный.
- организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей по теме : Экскурсия в мини-музей «Народные промыслы России»;
- использование экспонатов мини-музея для проведения образовательной деятельности с детьми;
- презентация результатов реализации проекта для педагогов и родителей.
Слайд 44: Тематика мини – музеев.
Тематика мини-музеев может быть различной («Город мастеров», «Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Мой родной город», «Этих дней не смолкнет слава», «Подворье»
Слайд 45:
Вывод по мини – музеям.