Елена Ткачева
Приобщение детей 5–7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками
Педагогический проект
Паспорт проекта.
Тема проекта:
Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками.
Авторы проекта:
Публикация «Приобщение детей 5–7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Евстратовский детский сад Соколова Евгения Валентиновна
Воспитатель Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Евстратовский детский сад Ткачева Елена Александровна
Организация исполнитель:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Евстратовский детский сад
Сроки реализации проекта: 1 год.
Вид проекта:
по способам реализации - творческий;
по составу участников - групповой, комплексный,
по срокам реализации - долгосрочный;
по содержанию – интегративный
Участники: дети старшей и подготовительной групп, педагоги, родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.
2. Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.
3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
4. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
Ожидаемые результаты:
1. Устойчивый интерес к культуре русского народа.
2. Формирование чувств национального достоинства.
3. Широкое использование всех видов фольклора.
4. Развитие сферы чувств, готовности к творчеству, коммуникабельности.
5. Формирование выразительной речи.
6. Компетентность родителей в вопросах русской национальной культуры.
7. Активное участие родителей в реализации проекта.
Продукт совместной деятельности:
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках;
Вокальное пение, танцевальное и игровое творчество;
Выставки совместного творчества детей и родителей;
Анкетирование родителей;
Совместное участие педагогов, родителей и детей в праздниках;
Индивидуальные беседы с родителями;
Заучивание потешек и считалок, закличек и приговорок, пословиц и поговорок;
Русские народные игры.
Исполнители основных мероприятий:
Педагоги, дети, родители.
Введение
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуально сегодня – не может быть без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В настоящее время идет рост интереса к истории нашего государства и общества в целом. С помощью изучения основ народной культуры появляется возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны.
Актуальность
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С. Михалков).
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры, преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. И в России, и в других странах основные народные праздники носили природно-земледельческий характер. С этой точки зрения, праздники - своеобразный дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года в целом, а значит, трудовой культуры. Изучая свои истоки, дошкольники лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле.
Использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.
Метод проектной деятельности — один из эффективных интерактивных методов обучения и воспитания. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что обуславливает выбор темы проекта: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками».
Особенности проекта
Несомненно, на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды.
Дети, участвуя в праздниках, проживая их эмоционально, коллективно, приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Здесь в качестве средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества - музыка, танец, пение, подвижные народные игры - все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев - формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Объект: приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре.
Предмет: русские народные календарные праздниками как средство приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре.
Гипотеза проекта заключается в том, что если знакомить детей 5- 7лет с русской народной культурой через участие в народных календарных праздниках, будет способствовать формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.
2. Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.
3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
4. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
Концептуальные основы
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Наши современники педагоги, психологи, философы занимались и занимаются проблемами нравственности. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С. В. Петерина; формирование гуманных отношений - Виноградова А. М., Воробьева М. В., Буре Р. С., и др. ; воспитание нравственно – волевых качеств – Суровцева А. Р., Демурова Е. Ю., Буре Р. С., Стародубова Н. А. и др.
Проблеме формирования эмоционально – положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения посвятили свои исследования Е. И. Радина, Р. И. Жуковская, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. Д. Бондарь, А. П. Усова и др.
Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения.
Содержание проекта
Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Принципы реализации проекта:
Дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его индивидуальных особенностей, интересов, возможностей.
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.
Принцип активности и сознательности. Совместное участие педагогов, родителей в решении образовательных и воспитательных задач.
Формы организации деятельности
Проведение народных праздников: «Осень. Покрова», «Рождество», «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Успение» и пр.
Проведение развлечений на материале русского фольклора: «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Жаворонки», «Благовещение – отпусти птичку на волю», «Русские богатыри», «Пасхальный колобок» и другие для старших дошкольников;
Организация самостоятельной деятельности детей.
Организация праздников, совместных с родителями.
Театрализованная деятельность: показ театрализованного представления «Пасхальный колобок», «Рождество» в храме Преображения Господня.
Участие в конкурсах «Рождественские перепевы», конкурс рисунков к празднику «Троица».
Выставка совместного творчества детей и родителей «Осенние фантазии», «Новогоднее чудо», «Пасхальные мотивы» и др.
По уже сложившейся традиции каждую осень в нашем детском саду отмечают особый праздник «Осень. Покрова» и «Осенние ярмарки»
Формы организации подготовки к празднику:
1. «Беседа «Осенины – это встреча осени на Руси».
2. Выставка поделок «Осенние фантазии» (совместная деятельность детей и родителей).
3. Праздник «Осень. Покрова»
«Новый год», «Рождество» – особые праздники для детей, где происходят волшебство и чудеса.
Формы организации подготовки к празднику:
1. Беседа о праздновании Нового года, Рождества, Колядок на Руси.
2. Рассказ о Деде Морозе, Снегурочке.
3. Чтение и обсуждение русских народных сказок.
4. Заучивание с детьми колядок.
5. Выставка новогодних поделок родителей и детей.
«Масленица» - один из самых любимых и долгожданных в народе праздник, провожающий снега да морозы и встречающий весну.
Формы организации подготовки к празднику:
1. Беседа «Истории и традиции праздника «Масленица».
2. Художественное творчество – рисование «Масленица – барыня».
3. Посиделки «Хороши русские блины».
4. Праздник «Масленица».
Праздник «Жаворонки» - весна окончательно сменяет зиму.
Формы организации подготовки к празднику:
1. Беседа «История и обычаи праздника «Жаворонки».
2. Заучивание закличек.
3. Выпечка «Жаворонков».
4. Развлечение «Встреча весны».
«Ой вы, жавороночки, жавороночки!
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!»
Праздник «Пасха».
Сегодня ярче светит солнце,
Сильнее ветер бьёт в оконце,
И крик несётся до небес:
«Христос воистину воскрес!»
Формы организации подготовки к празднику:
1. Просмотр презентации «Пасха – Светлое Христово Воскресенье».
2. Беседа «Воскресение Христа».
3. Художественное творчество «Роспись Пасхальных яиц».
4. Игры с пасхальными яйцами.
5. Выставка совместных работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».
Праздник «Троица».
Формы организации подготовки к празднику:
1. Беседа о народных гуляниях, о берёзе – главной героине этого праздника.
2. Разучивание хороводов о берёзе.
3. Загадки о берёзе, о лете.
Целевая аудитория
Реализация проекта предполагает охват детей дошкольного возраста 5-7 лет в количестве 23 человек, родителей воспитанников.
Характеризуя особенности развития детей 5-7 лет, необходимо отметить, что это очень важный этап в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.
Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.
Модель организации народного праздника
Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость.
Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную направленность.
Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать основы русской народной культуры, опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Исходя из этого, прежде всего, необходимо:
-подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, физкультурных, музыкальных и др. ;
-содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения;
-необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств;
-подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей;
- необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике;
- в программу праздника надо включать подвижные игры, хороводы, танцы, разученные с небольшими подгруппами, выступления взрослых героев; праздники можно проводить в первой или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника;
-после праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления; все организационные вопросы по подготовке к проведению праздника обсуждаются заранее;
-для подготовки и проведения праздников необходимо четкое перспективное планирование, ежемесячное включение народных праздников в педагогический процесс, что способствует развитию нравственных норм;
- большое внимание нужно уделять содержательности сценариев народных праздников, способствующих воспитанию нравственного поведения, дружеских взаимоотношений детей в группе;
-тематика и музыкальный репертуар народного праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей;
- праздники должны обогащать жизнь детей радостными переживаниями; в ходе народного праздника и развлечений необходимо развивать творческую активность детей, их познавательные процессы.
Организация работы с родителями по приобщению детей 5-7 лет к русской народной культуре
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй.
Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта разнообразны:
- анкетирование родителей;
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
- народные праздники с участием родителей
Модель реализации проекта
Организация работы по приобщению детей к русской национальной культуре через знакомство с русскими народными праздниками строится на основе педагогики сотрудничества - педагог – ребёнок - родитель.
Педагоги осуществляют планирование работы с детьми, изучают программы, инновации, занимаются оборудованием предметно – развивающей среды, осуществляет совместное участие детей, педагогов и родителей в праздниках.
Сотрудничество с семьями осуществляется на родительских собраниях, в ходе бесед, консультаций, совместном создании костюмов, участия в анкетировании, совместных творческих выставках.
Дети совместно с педагогами и родителями участвуют в театральных представлениях, праздниках, играют в народные игры, заучивают потешки, заклички.
Распространение инновационного опыта
1. Распространение опыта педагогов в рамках дошкольного учреждения.
2. Распространение опыта среди профессионального сообщества (выступление на МО, семинарах).
3. Публикация в сети Интернет (на своей страничке).
4. Участие в научно – практических конференциях.
Ресурсное обеспечение
1. Тематический план занятий, календарь праздников, беседы.
2. Групповое помещение.
3. Сценарии праздников.
4. Подбор методической литературы.
5. Подбор художественных народных произведений, песен, закличек.
Этапы реализации проекта
1 этап - Аналитический (1 месяц - сентябрь 2017 г.)
Формулируется проблема. Создается информационная база необходимая для реализации проекта.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта. Обеспечение методическим материалом.
Подбор программно – методического материала по направлению работы. Обсуждение с родителями, детьми вопросов, связанных с проведением проекта.
2 этап – Организационный (3 месяца - октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г.)
Составление перспективных планов работы с детьми, родителями; разработка содержания праздников.
Подбор наглядно - дидактических пособий (картины, фото, карточки с изображениями: народных праздников, обрядов, русских народных сказок, музыкального репертуара, ИКТ (слайд- презентации с обрядовыми праздниками); изготовление картотеки русских народных подвижных игр.
Подбор и изготовление костюмов, атрибутов.
3 этап – Практический (с января2018г по август 2018г)
Проведение бесед, занятий, народных праздников; индивидуальная работа с детьми; работа с родителями.
4 этап – Итоговый (август 2018г)
Анализ полученных результатов, обобщение опыта, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспектив.
На I этапе (аналитическом) был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей 5-7 лет к русской народной культуре, через знакомство с русскими народными праздниками.
Проведено анкетирование родителей. После анкетирования на родительском собрании родителям было предложено участие в проекте. Разрабатывался перспективный план дальнейшей работы.
На II этапе (организационном) был составлен перспективный план народных праздников по временам года, с которыми планировалась знакомить детей. Подбирались сказки, сценарии, потешки, заклички, игры которые соответствовали календарным праздникам.
На III этапе (практическом) апробирован тематический по план по приобщению дошкольников к русской народной культуре. Проводилась работа с родителями. Родители принимали активное участие в подготовке и проведении праздников.
На IV этапе (итоговом) Создана система работы по приобщению детей к русской народной культуре через народные календарные праздники. Пополнена и обновлена предметно-развивающая среда. Создана картотека русских народных игр. Собран сборник сценариев развлечений и народных праздников. Проведены беседы с родителями, презентация фотографий, как подведение итогов проекта, внесены коррективы.
Оценка результатов
Проделанная работа достигла своей цели. У детей появился живой интерес к русской народной культуре: они знают наизусть много потешек, закличек, примет, стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок.
Дети любят слушать русские народные сказки и пересказывать их. Играют в народные игры, водят хороводы, активно участвовали в развлечениях, народных праздниках.
Родители воспитанников расширили свои знания об истории, традициях праздников. Многие из родителей воспитанников участвовали в развлечениях, праздниках, вместе с детьми исполняли народные песни, заклички, потешки, играли в игры. В домашних условиях родители продолжили знакомить детей с русским фольклором.
Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась на итоговом этапе проекта: ведь знакомство детей, 5-7лет, с русской народной культурой, через участие в народных календарных праздниках, способствовало формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
Список литературы
1. Адаскина О. Н. Русский фольклор. - М: ACT, 2001. - 256 с.
2. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учебное пособие. - М. : МГУ, 1969. - 95 с.
3. Богомолова М. И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие. - Набережные Челны, 1995. - 40 с.
4. Богомолова М. И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008.- 71 с.
5. Бударина О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. - М. : Детство, 2003.
6. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004. - 178с.
7. Горожанина С. В., Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. - М. : Издательство Культура и традиции, 2003. - 128 с.
8. Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.
9. Капшук О. Н. Русские праздники и обряды. - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. - 294 с.
10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004,- 365 с.
11. Покровский Е. А. Русские народные игры: Образовательные проекты. -М. : Сфера, 2009.- 192с. 12. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1992. - 226 с.