Светлана Сивова
Принципы выявления одарённых детей в дошкольных образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий, обеспечивающих выявление одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск. [3, с. 23]
Публикация «Принципы выявления одарённых детей в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах
С тех пор как современная педагогика взяла курс на личностно-ориентированные концепции и технологии развитии личности ребёнка, проблема детской одарённости проявилась наиболее ярким образом.
Исходя из самого понятия «одарённость», происходящего от слова «дар» и означающего особо благоприятные внутренние предпосылки развития личности, психологи и педагоги подошли к самой проблеме как к явлению развивающемуся, динамическому, изменяющемуся. Они обратили внимание на то, что одарённость может иметь не только индивидуальный, но и возрастной, переходящий характер. Поэтому для выявления и развития одарённости использовать только тестирование стало уже недостаточно, возникла необходимость разработки и применения других методов и подходов: тренинги, игры, моделирование творческой и учебной ситуации, которые рекомендуют применять с самого раннего возраста. Необходимы также образовательные программы для одарённых детей нового поколения (дифференцированные, индивидуальные, в которых проектировался бы маршрут деятельности педагога, ориентированный на реальное развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребёнка, следовательно, на развитие одарённости с pреальными результатами. [1, с. 48]
С каждым годом становится понятнее, что школьное образование не справляется в полной мере с решением главной задачи — развитие и помощь в реализации творческого потенциала одарённого ребёнка. Это и заставляет искать пути решения проблемы, используя возможности дополнительного образования. Именно с помощью дошкольного образования родители могут выстроить для своего ребёнка индивидуальную траекторию развития, отвечающую его потребностям и возможностям.
Дополнительное дошкольное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их усвоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворить запросы и потребности конкретных детей, Используя потенциал их свободного времени, создать условия для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. [1, с. 49]
Кроме того, именно в системе дошкольного образования существует возможность раннего выявлении скрытой одарённости, которая, как правило, не замечается окружающими. Выявить детей со скрытой одарённостью невозможно психодиагностическим обследованием больших групп дошкольников. Однако в идентификации детей с таким типом одарённости может помочь включение их в различные виды реальной деятельности, обогащение индивидуальной жизненной среды, вовлечение и инновационные формы обучения и т. д. - все эти возможности широко представлены в организациях дошкольного образования детей. [2, с. 3]
Активная деятельность педагогов дошкольного образования является не только важнейшим фактором усвоения образовательных программ, но и средством воспитания и развития неординарной творческой личности. Поскольку природная одарённость - это всего лишь потенциал.
Работа по выявлению одарённости в организациях дошкольного образования детей должна быть организована с помощью инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов деятельности (работ воспитанников) и путем «пробы сил» в том или ином виде деятельности.
Следует выделить принципы выявления одарённых детей :
1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребёнка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребёнка в разных ситуациях);
3. анализ поведения ребёнка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребёнка психологические "преграды" и т. п. ;
5. подключение к оценке одарённого ребё нка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и др.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов детского творчества;
6. оценка признаков одарённости ребёнка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, по и с учетом зоны ближайшего развития (частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребёнка индивидуальной траектории обучения);
7. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребёнка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки воспитателей и родителей, естественный эксперимент. [3, с. 24]
Специальную область составляют экспериментально- психологические исследования одарённых детей, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одарённости. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одарённости, а также закономерностей взаимоотношений одарённого ребёнка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одарённых детей. [3, с. 25]
Проблема выявления одарённых детей имеет четко выраженный этический аспект.
Идентифицировать ребёнка как «одарённого» либо как «неодарённого» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одарённых» и «неодарённых» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одарённость не гарантирует талант взрослого человека.
Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одарённый ребёнок. [3, с. 23]
Литература:
1. Гребнкина Н. А. Проблемы развития детской одарённости в дополнительном образовании/ Н. А. Гребенкина// Дети, техника, творчество. - 2012, №4, С. 48-50;
2. Огнева Н. Р. Дополнительное образование как среда ни психолого-педагогического сопровождения развития одарёнш. о» детей/ Н. Р. Огнева// Детское творчество. - 2008. №3, С. 2-4;
3. Холмовая С. А. Способы выявления одарённых детей/ С. А. Холмовая/Юдарённый ребёнок. - 2012, № 4, С. 23-27.