Папки-передвижки

Принципы создания психологической безопасности в образовательном учреждении

Ирина Кузнецова
Принципы создания психологической безопасности в образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды, охрана и поддержание психического здоровья участников образовательной среды является приоритетным направлением деятельности службы психологического сопровождения в области образования.

Для обеспечения психологической безопасности в образовании необходимо опираться на существующие принципы создания психологической безопасности. В данное время существует несколько принципов создания психологической безопасности в образовательной среде.

Публикация «Принципы создания психологической безопасности в образовательном учреждении» размещена в разделах

Принцип опора на развивающее обучение

Первый принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.

В структуре данного принципа первостепенное значение отводится «развивающему воспитанию», понимаемом как оказание помощи и поддержке в личностном развитии, через обогащение психологических ресурсов образовательной среды.

С точки зрения М. Раудсеппа образовательная среда является источником социальной поддержки с объективно позитивными эффектами (например, личностное развитие, адаптация) или субъектные эффекты (например, чувство благополучия, ответственности) социальной поддержки. Социальная поддержка включает в себя потенциальные ресурсы социальных связей, то есть включенность субъекта в общности и группы, связи со значимыми другими, так называемая «поддержка социальных сетей». Раудсепп М. полагает, что в образовательной среде должны заключаться все пять главных типов социальной поддержки:

1. эмоциональная поддержка: личностное доверительное общение, выражение близости, эмпатии, заботливости, понимания, симпатии, предоставление межличностного комфорта и безопасности, аффективной связи, недирективное общение;

2. информационная поддержка: советы, анализ ситуации, обратная связь, информация, помогающая решать проблемы;

3. статусная поддержка: выражение принятия, одобрения, уважения, предоставление возможности для положительного социального сравнения, поддержка самоуважения субъекта, информация, нужная для самооценки, признание индивидуальности;

4. инструментальная поддержка: услуги, материальная и практическая помощь в достижении цели, решении проблемы, преодолении кризиса и т. д. ;

5. диффузная поддержка: позитивная неспецифическая интеракция, дружеское общение, совместное времяпрепровождение, отвлечение от стрессора и т. д.

В ряде работ говорится о педагогической поддержке, целью которой является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании: обучении, воспитании, саморазвитии.

Находясь в микросреде, которая его окружает, -в семье, -в классе, - ребенок постоянно испытывает воздействия на свой внутренний мир. Воздействия эти оказываются часто очень противоречивыми, и они не всегда «работают» на превращение основных ценностей жизни и культуры в собственные ценности школьника, направленно не стимулируют развитие его способностей, а в теперешней социально-культурной обстановке порой напрямую способствуют укоренению в его сознании псевдоценностей. В этих условиях возрастает роль школы не только в определении социально ценных психических свойств, которые могут и должны быть сформированы у школьников, но и в координации и корректировке влияний на учащихся других общностей, которые все вместе образуют микросреду его развития. Решение этой задачи предполагает всестороннее оценивание условий жизни каждого конкретного ученика, наиболее действенных источников влияния на него и успевшей сформироваться у него картины мира, главенствующих отношений, типичных для него способов поведения. Это фактически всегда означает анализ социальной микросреды учащегося и последующую работу по усилению действия одних составляющих этой среды, нейтрализацию действия других, а часто и внесение в эту среду таких факторов, которых в ней не было. При этом при планировании и осуществлении воспитательных воздействий, в том числе и тех, с помощью которых изменяется микросреда школьника, необходимо постоянно делать поправку на возраст, пол, индивидуально-личностные и субъектнодеятельностные особенности учащихся и не возлагать больших надежд на формирование фактора деятельности или фактора отношений, если остается неизвестно, какой психологический отзвук они получают во внутреннем мире школьника, здесь имеется в виду не понимание по отдельности каждой из составляющих психику школьника характеристик, хотя и это тоже нужно, а схватывание, так сказать, «основной мелодии», которая типична для внутреннего мира данного ребенка, глубокое проникновение в психологию каждого конкретного ученика. Для того, чтобы был успех в деятельности школы как воспитательной системы, организующей, координирующей и корректирующей сложнейший процесс формирования и развития личности, необходимо учитывать основные положения, которые на словах принимаются многими учителями и родителями, а на деле реализуются лишь единицами из них. Первым таким положением является резкое усиление внимания к существу психологического фактора и его места и роли в школе как воспитательной системе. Значение учета этого фактора при управлении процессом воспитания хорошо понимали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский, которые не только применяли достижения психологической науки в своей работе, но и внесли оригинальный вклад в развитие педагогической и социальной психологии.

Принцип психологическая защищенность

Второй принцип, исходя из которого необходимо проектировать психологически безопасную среду школы – принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса, реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.

Проблема защищенности и права имеет определенную традицию в психолого-педагогических исследованиях. Исследователи полагают, что одной из важнейших философских и педагогических проблем во все времена была проблема свободы человека вообще и свобода ребенка воспитательном процессе, в частности. Газман О. С. замечает, что и истории гуманистической педагогики ярко выделяются три ведущих идеи, «которые получили новое дыхание в XX веке: идея свободного развития ребенка (педагоги эпохи Возрождения, Просвещения, социалисты-утописты, идея отношения к ребенку как к цели, а не средству (И. Кант, идея приспособления воспитательного процесса к природе ребенка (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой)». Именно эти идеи получили свое развитие в личностно-ориентированном подходе, детоцентристской концепции, категориях «развивающее обучение» и «развивающая образовательная среда», каждая из которых имеет свою интерпретацию, и, как правило, прямо или косвенно затрагивает проблемы защищенности, свободы, права.

Действительно, определенная свобода необходима для гармонии личностного роста ребенка. Также не менее важно признание права ребенка на свободное самоопределение и самоактуализацию. Абсолютизация свободы не означает вседозволенности: можно делать все, что не нарушает прав окружающих и не причиняет ущемления свободы другого. Обобщая основные сущностные характеристики свободного воспитания, Г. Б. Корнетов перечисляет следующие: «. во-первых, вера в творческие силы ребенка и его стремление к саморазвитию; во-вторых, убеждение в том, что в основе полноценного развития личности лежит накопление ею собственного опыта, на базе которого осуществляется становление ее человеческих качеств и свойств; в - третьих, ставка на внутреннюю активность ребенка, исключающую авторитарную позицию воспитания в педагогическом процессе; в-четвертых, резкая критика педагогического традиционализма за авторитаризм и насилие над природой ребенка; в-пятых, создание необходимых условий для самореализации ребенка как главное средство преобразования общества».

Формулируя принцип психологической защиты, как основание для моделирования психологической безопасности в образовательной среде школы, подчеркнем, что рассматриваем его более широко. Данный принцип подразумевает как защищенность и психологическую поддержку ребенка, так и аналогичное отношение к педагогу и родителю, как равноправным участникам учебно-воспитательного процесса. Именно в этом суть педагогического взаимодействия в психологически безопасной образовательной среде, в этом проявляется «со-бытийная общность» (В. И. Слободчиков, когда образовательная среда создается каждый раз заново при встрече обучающего и обучаемого.

Принцип социально - психологическая умелость

Одной из характеристик образовательной среды является наличие специально организованных условий для формирования личности, включенных в социальное окружение. Эта характеристика послужила основанием для формулировки третьего принципа, основываясь на котором возможно моделировать психологическую безопасность образовательной среды школы – помощь в формировании социально-психологической умелости.

Под социально-психологической умелостью понимается набор умений, дающий возможность компентентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности. Принцип социально-психологической умелости, предполагающий наличие психологических программ, передающих набор жизненно важных умений и систему безопасного взаимодействия, одновременно способствует разработке технологий профессионального гуманизма, и в этом плане в определенной степени выполняет функцию защиты педагога. Педагог в личностно-ориентированном обучении общается с учеников не на уровне личностного взаимодействия, пользуется как инструментом своей индивидуальностью. Соответственно, и ученик при этом не просто получает знания, умения и навыки, а его индивидуальность подвергается более глубокому формированию воздействию.

Если педагог занимается личностно-ориентированном обучением, то его психогигиена (личностное развитие и профессиональные умения) перестают быть его личным делом и становятся необходимым условием работы.

Принцип социально-психологической умелости позволяет осуществить психологическую профилактику и коррекцию состояния выученной беспомощности. Специалисты считают, что в современном быстро меняющемся обществе часто встречаются люди, имеющие существенные трудности в выборе своего поведения, отношений, способов реагирования. Их ответом на вызовы реальности является репрессивное обучение, в структуре которого можно выделить психологическое насилие. Было доказано, что защитой от обученной беспомощности «служит опыт побед, то есть опыт состояний и поведения в случаях, когда удается контролировать ситуацию» (А. Л. Лихтарников).

Выученная беспомощность является еще одной угрозой в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности. Принцип социально-психологической умелости должен обеспечить поддержку и помощь в развитии, как ученику, так и учителю.

Заключение

Рассмотренные выше принципы создания психологической безопасности носят комплексный характер взаимосвязи обеспечения безопасности участников образовательного пространства.

Список литературы

1. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие / Под ред. И. А. Баевой. – М. : Экон-Информ, 2009. – 248 с.

2. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И. А. Баевой. – СПб. : речь, 2006. – 288 с.

3. Лихтарников А. Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование // Наш проблемный подросток: Мир психологии. – 1998. – № 3. – С. 189-196. 4. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 2001.

Публикации по теме:

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Принципы создания психологической безопасности в образовательном учреждении
Опубликовано: 28 января 2021 в 13:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Принципы создания психологической безопасности в образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кузнецова (УИ 1681168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД