Альбинаг Гетт
Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования
Дети с ОНР испытывают трудности при усвоении системы словообразования, поскольку оно осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Эти затруднения проявляются при выборе грамматических средств для выражения своих мыслей, их комбинировании, выделении морфемы, соотнесении ее значения со звуковым образом.
Помимо речевых нарушений у детей с ОНР часто встречаются и неречевые нарушения. Так, значительная часть таких дошкольников имеет трудности зрительного опознания.
Публикация «Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Занятия по развитию лексико-грамматического строя со старшими дошкольниками могут проводится с использованием специально подобранного наглядного материала. Таким образом, одновременно решается главная задача - коррекция речи - и идет развитие зрительного восприятия и внимания. К тому же, разнообразие наглядного материала повышает познавательную активность и интерес детей.
При формировании словообразования у таких дошкольников, как отмечают Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, основное внимание необходимо уделять организации продуктивных словообразовательных моделей. После их закрепления можно переходить к работе над словообразованием моделей менее продуктивных, а затем и непродуктивных. Например, при образовании уменьшительно-ласкательных существительных продуктивными суффиксами являются -ик- (домик, носик, -чик- (шкафчик, блинчик, -к- (лапка, шубка, менее продуктивными - -оньк- (березонька, яблонька, -еньк- (Мишенька, рученька, непродуктивными - -иц- (лужица, рощица, -ец- (морозец, письмецо, -ц- (зеркальце, одеяльце). Для формирования и закрепления моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием): сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что в них общего по значению и звучанию, выделяется общая морфема и уточняется ее значение. Например, дети сравнивают слова домик, носик, кустик, листик. Эти слова похожи тем, что обозначают маленький предмет (называют предмет ласково) и одинаково оканчиваются на -ик-. Значит, эта частичка (суффикс) имеет уменьшительно-ласкательное значение.
Наглядный материал для формирования словообразования подбирается с учетом лексико-грамматической темы. Распределяются грамматические блоки от простого к сложному и по принципу концентричности.
Материал для развития зрительного гнозиса
Материал, используемый для формирования словообразования у дошкольников, условно можно разделить на три группы.
1 группа - предметные картинки на идентификацию зрительных изображений. Этот комплекс позволяет решать общие задачи развития зрительно-предметного восприятия.
2 группа - материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей.
3 группа - «зашумленные» картинки.
Весь наглядный материал должен подбираться по принципу от простого к сложному. Не следует одновременно усложнять его задачами на формирование словообразования и восприятия.
Например, при знакомстве с темой «Мебель» детям вначале предлагается назвать реалистические изображения предметов, чтобы уточнить их зрительный образ, установить связь со словом. Затем играют в игру типа лото, которая заключается в подборе реалистических изображений предметов к контурным или теневым. Одновременно можно решать грамматические задачи (например, назвать эти предметы ласково: стул - стульчик, диван - диванчик, шкаф – шкафчик).
При знакомстве с новым аффиксом дети могут составлять картинки из частей. Например, изучая тему «Деревья», дети упражняются в словообразовании относительных прилагательных с помощью суффикса -ов-. Им предлагается составить листья из двух половинок, причем задание может быть выполнено как реальное или как бланковое (соединение нарисованных половинок) складывание. Затем дети должны назвать, какой это листок (липовый, березовый, кленовый).
Во время закрепления пройденного используется более сложный перцептивный материал. Так, при закреплении умения образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффикса -ин- (по теме «Птицы») детям предлагается найти недостающие детали (отсутствие клюва, лапы и т. д.) и назвать, что именно не дорисовано: гусиный клюв, лебединый хвост, утиная лапа. Так же работают с рисунками, имеющими нелепые, лишние детали.
Но самым сложным является материал 3-й группы. Его используют при закреплении грамматических форм, например, умения назвать детенышей животных. Можно предложить детям найти перечеркнутые или имеющие зрительные помехи (например, в виде деревьев) изображения зверей.
Правильно подобранный наглядный материал обеспечивает высокую познавательную активность детей, позволяет контролировать усвоение знаний и навыков, экономит учебное время.
Для того чтобы сделать занятия более живыми, интересными, результативными, их необходимо проводить в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий, использовать элементы соревнования, драматизации.
Игры на формирование словообразования.
Игры с материалом 1-й группы
Кто у кого?
Цель: учить образовывать названия детенышей зверей.
Оборудование: картинки с изображением зверей и их детенышей (цветные реалистические, черно-белые, контурные или теневые).
* * *
Логопед. Ребята, отгадайте загадку.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток - ни одной. (Еж.)
Как называют детеныша ежа?
Дети. Ежонок.
Логопед. Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей этих зверей. (Показывает.) Кто у волка? Кто у белки?
Дети. У волка волчонок.
У белки бельчонок.
Логопед. Послушайте еще раз названия детенышей и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая у них общая часть?
Дети. Общая часть -онок.
Умная стрелка
Цели: учить подбирать родственные слова; образовывать и закреплять в речи относительные, притяжательные, качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названия детенышей зверей, птиц, профессий.
Оборудование: круг с подвижной стрелкой в центре (пособие, на котором расположены предметные картинки (цветные реалистические, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные или схематические).
* * *
Данное пособие многофункционально. В зависимости от цели логопед выкладывает картинки на круг. Дети вращают стрелку и, когда она останавливается на картинке, выполняют задание на словообразование или любое другое.
Что из чего сделано?
Цель: учить образовывать относительные прилагательные и закреплять их в речи.
Оборудование: карточки лото с изображением различных предметов (контурные или теневые, цветные реалистические изображения или фишки.
* * *
1 вариант. У детей на столах лежат карточки с теневыми или контурными изображениями предметов. Логопед показывает картинку с реалистическим изображением, называет предмет и материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут его на карточках, и тот, кто находит, называет словосочетание прилагательного и существительного: стеклянный стакан. Затем он закрывает теневую или контурную картинку реалистической. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
2 вариант (усложненный). Логопед не показывает детям реалистические изображения предметов, а просто называет их и материал, из которого они сделаны. Ребенок, нашедший у себя изображение и правильно назвавший словосочетание существительного и прилагательного, закрывает картинку фишкой.
Что для чего?
Цель: учить образовывать и закреплять в речи существительные с суффиксом -ниц-.
Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, продуктов (цветные реалистические, черно-белые, контурные, теневые).
* * *
Логопед просит детей назвать картинки с изображением продуктов. Затем спрашивает, как называется посуда, в которую кладут салат. Дети отвечают, что это салатница и кладут картинку с изображением продукта рядом с той, на которой нарисована емкость для него.
Далее логопед предлагает еще раз послушать слова и определить у них общую часть: салатница, хлебница, сахарница и т. д. Голосом он подчеркивает суффикс -ниц-. В конце игры делается вывод: посуда, в которой что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть частичка -ниц.
Игры с материалом 2-й группы
Что перепутал Незнайка?
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: картинки с изображением зверей или птиц, у которых одна часть тела принадлежит другому животному (например, петух с лапами гуся).
* * *
Логопед (показывает детям картинки). Незнайка решил научиться рисовать. Посмотрите, что у него получилось. Он все нарисовал правильно или нет?
Дети (говорят, что перепутал Незнайка, и дают верный вариант). У петуха гусиные лапы. У петуха должны быть петушиные лапы.
Что не успел нарисовать
Торопыга?
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом
-ин-.
Оборудование: картинки с изображением птиц (лебедь, утка, гусь, имеющие недорисованную деталь (лапа, клюв, хвост).
* * *
Логопед (показывает детям картинки). Торопыга решил нарисовать своих любимых птиц. Он всегда очень спешит и никогда не доводит начатое дело до конца. Вот и сейчас у каждой птицы он что-то забыл нарисовать. Назовите, что именно он забыл и чье это.
Дети. Торопыга забыл нарисовать утиную лапу, гусиный клюв.
Логопед. Давайте поможем Торопыге и дорисуем у птиц недостающие части тела.
Ералаш
Цель: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: картинки с изображением животных, разрезанные на три части: голова, туловище, хвост.
* * *
Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например туловища животного. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Дети из частей составляют целое изображение животного и называют, чьи это голова, туловище, хвост.
Чудо-юдо
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: картинки с изображением частей тела зверей или птиц (голова, туловище, лапы, хвост, уши).
* * *
1 вариант. Логопед предлагает ребенку составить животное (лису, воробья) из частей, правильно их называя (лисья голова, лисье туловище, лисий хвост, воробьиная голова, воробьиное туловище, воробьиный хвост).
2 вариант. Один ребенок прячется, закрывает глаза и уши. Остальные дети шепотом обсуждают, из частей каких зверей и птиц они составят чудо-юдо (волчье туловище, беличья голова, заячьи уши, петушиный хвост). Договорившись, они зовут спрятавшегося ребенка. Тот обращается к группе:
«Это что за чудо-юдо,
Прибыло оно откуда?»
Дети отвечают:
«Это зверь из дальних мест.
Расскажи, что чье в нем есть».
Ребенок показывает части тела необычного существа и называет, чьи они. Остальные дети внимательно слушают, правильно ли он отвечает. Затем выясняется, на какое реальное животное больше всего похоже чудо-юдо (от какого животного у него больше частей тела, и дети составляют его.
Правильно назови листья
Цель: закрепить умение образовывать относительные прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев-.
Оборудование: половинки листьев, разрезанные по оси симметрии, карандаши.
* * *
Логопед предлагает детям из половинок сложить целый лист, определить, с какого он дерева и правильно назвать его (лист с дуба - дубовый).
Это задание может быть выполнено и как бланковое. Детям выдаются бланки (листы бумаги) с изображением половинок листьев (дубового, кленового и березового). Необходимо определить, с каких они деревьев и правильно назвать их. Затем соединить линией половинки одного листа и раскрасить их одним цветом (дубового - зеленым, березового - желтым, кленового - красным).
Можно предложить детям дорисовать половинку листа до целого, определив, с какого он дерева, и правильно назвав его.
Игры с материалом 3-й группы
Назови профессию
Цель: закреплять образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.
Оборудование: картинки с перечеркнутым изображением людей различных профессий или со сложным фоном.
* * *
Логопед (показывает детям соответствующие картинки). Посмотрите на изображения этих людей, ответьте на мои вопросы и покажите картинку с человеком такой профессии. Кто носит багаж?
Дети. Носильщик.
Логопед. Кто вставляет стекло?
Дети. Стекольщик.
Логопед. Кто чинит часы?
Дети. Часовщик.
Логопед (интонационно выделяет суффикс). Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, часовщик?
Дети. Частичка -щик-.
Помоги животным найти своих детенышей
Цель: закрепить умение образовывать названия детенышей животных.
Оборудование: картинка с изображением детенышей животных со зрительными помехами, в качестве которых может выступать схематичное изображение лесных деревьев.
* * *
Логопед рассказывает детям, что детеныши животных спрятались в лесу. Надо помочь родителям найти своих деток и назвать их. Дети по одному выходят к доске, обводят по контуру найденного им детеныша и называют: у лисы - лисенок, у совы - совенок и т. д.
Назови ласково
Цель: закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Оборудование: кукла и изображения предметов для нее, наложенные друг на друга.
* * *
Логопед предлагает пойти в гости к кукле. Она не очень аккуратная, поэтому у нее перепутались все вещи. Надо помочь их найти. Кукла маленькая, и ее можно назвать куколка. Все предметы для нее тоже маленькие и поэтому их надо называть также ласково. Дети показывают (обводят по контуру) предметы, изображенные на картинке, и называют их: юбочка, кофточка, щеточка, зеркальце и т. д.
Подобный наглядный материал может успешно применяться для развития системы не только словообразования, но и словоизменения, а также лексики и связной речи. Систематическое использование таких игр, заданий позволяет максимально подготовить ребенка к школьному обучению, предупредить дисграфию.
Список рекомендуемой литературы
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М., 2003.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
3. Липакова В. И., Логинова Е. А., Лопатина Л. В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб., 2001.
4. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Методика коррекционной работы при дефектах развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. СПб., 2001.