Татьяна Фокина
Принцип доступности обучения
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие о закономерностях, принципах, правилах обучения.
Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности.
Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы.
Публикация «Принцип доступности обучения» размещена в разделах
Понятия «закон» и «закономерность» понимаются в педагогике как философские категории. Закон — это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.
Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явления в их целостности.
Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда следует, что педагогический закон — это категория, обозначающая объективные существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонента педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (то есть не всегда, то эти связи выражают закономерности.
В современной дидактике сформулированы в основном закономерности, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализаций закона в обучении.
Закономерности обучения — это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах правилах обучения.
Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы ученого процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Такие руководящие положения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии намеченными целями.
Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность процессе обучения людей. Принципы охватывают все стороны процесса обучения.
В то же время они носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.
Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, а также неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.
Отдельные стороны применения тех или иных принципов обучения раскрывают дидактические правила, которые вытекают из этих принципов.
Правила обучения — это конкретные указания, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Некоторые теоретики дидактики и учителя-практики выступают против выделения правил обучения и строгого следования им, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Однако категоричное отрицание правил обучения является неправомерным. Практический опыт чаще всего закрепляется в правилах, поэтому им надо следовать, но подходить творчески.
Рассмотрим, какие законы и закономерности действуют в процессе обучения.
В обучении находят проявление общие законы диалектики и специфические педагогические законы.
К общим законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания.
В процессе обучения действует закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия возникают в силу того, что современные требования, являющиеся следствием новых социальных условий, изменившихся возможностей личности, сложившейся образовательной ситуации, приходят в несоответствие с традиционными, устоявшимися представлениями и взглядами на процесс обучения. Это в свою очередь требует изменения содержания, технологии процесса обучения.
Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения также проявляется в процессе обучения. Все качественные характеристики личности (убеждения, мотивы, установки, потребности, ценностные ориентации, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки) представляют собой результат количественных накоплений.
Переход количества в качество соответствует механизм закона отрицания. Личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Появившиеся в более поздний период качества «отрицают» ранее сложившиеся. Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия преобразуются в сложный навык (письма, счета, чтения).
Кроме общих законов диалектики в обучении проявляются также специфические педагогические законы. Учеными выделен и обоснован ряд таких законов. Например И. Г. Песталоцци сформулировал следующий закон обучения : от смутного созерцания к ясным представлениям и их к ясным понятиям.
Немецкий педагог Э. Мейман обосновал несколько специфических законов:
^ развитие индивидуума с самого начала определяете в преобладающей степени природными задатками;
^ ранее всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;
^ душевное и физическое развитие детей происходят неравномерно.
Теоретиками и практиками выделено большое количество дидактических закономерностей. Так, в учебнике И. П. Подласого приводится более 70 различных закономерностей обучения.
С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют.
Различают общие и частные (конкретные) закономерности.
Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают всю систему обучения. К общим относятся следующие закономерности:
• цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;
• содержания обучения. Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;
• качества обучения. Качество обучения зависит от про-дуктивности предыдущего этапа обучения и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся, времени обучения;
• методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели обучения, его содержания, возраста учащихся, их учебных возможностей (обучаемости, материально-технического обеспечения, организации учебного процесса;
• управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий;
• стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. К частным относятся закономерности процесса обучения :
• собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);
• гносеологические (результаты обучения зависят от по-знавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);
• психологические (результаты обучения зависят от Учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т. д.);
• социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);
• организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т. д.).
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.
Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обучения. Первые попытки в этом направлении были предприняты Я. А. Коменским, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Я. А. Коменский сформулировал и обосновал такие принципы обучения, как принцип природосообразности, прочности, доступности, систематичности и др.
Большое значение принципам обучения придавал К. Д. Ушинский.
Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.). Это объясняется тем, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.
В классической теории обучения наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы :
• Принципы обучения : принцип научности – соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
Правила: логика языка изучаемой науки, основные понятия и теории в максимальном приближении к уровню современного понимания данных вопросов наукой, методов конкретной науки, научных методов познания природных и общественных явлений.
• Принцип наглядности
• Принцип доступности требует, чтобы материал, его объём, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного развития
Правила: в обучении идти от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному; объяснять простым языком; использовать аналогию, сравнение, сопоставление.
• Принцип сознательности и активности – осознанное усвоение знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Правила: добиваться чёткого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы, использовать активные и интенсивные методы обучения, логически увязывать неизвестное с известным, учить учащихся находить причинно-следственные связи.
• Принцип систематичности и последовательности – преподавание и усвоение знаний в определённом порядке, системе.
Правила: использование схем, таблиц, планов; осуществление межпредметных связей.
• Принцип прочности – стойкое закрепление знаний в памяти учащихся.
Правила: обучающий проявляет интеллектуальную познавательную деятельность; используются разнообразные формы, методы обучения
• Принцип связи теории с практикой
• Принцип личностного подхода
2. Принцип доступности обучения.
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.
Не надо забывать и о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся.
Когда речь заходит о трудовом воспитании, то обычно имеются ввиду лишь «уроки труда», хотя важнейшим путем такого воспитания является учебный труд учащихся. Учение – это ежедневный многочасовой труд. Необходимо, чтобы процесс обучения был трудным, но посильным и интересным, чтобы учащиеся чувствовали уверенность в своих силах, которая ведет к творческой активности.
Доступность обучения прежде всего определяется возрастными особенностями учащихся, но необходимо учитывать и другие факторы. Если учащихся вооружить более рациональными приемами работы по усвоению знаний, то это расширит их познавательные возможности, а значит, сделает доступным более сложный учебный материал.
Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания, использованием более эффективной системы его изучения, более рациональных методов работы, мастерством самого обучающего и т. п.
В начале XX в. обучение начиналось с 9–10 лет, потом с 8 лет, а с 1944 г. стали обучать с 7 лет, в настоящее время официально обучение начинается с 6 лет. И это не означает что «опускалось» само содержание обучения, изменился характер обучения. И сегодня некоторые знания, формируемые в недалеком прошлом у школьников 12–13-летнего возраста, легко усваиваются 8–9-летними детьми.
Если первоначальная ступень школьного обучения ориентировалась прежде всего на формирование навыков чтения, письма, счета, то сегодня младшим школьникам даются и теоретические сведения о некоторых явлениях, что способствует развитию у них мышления.
Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.
Как правило, принцип доступности нарушается по трем основным причинам:
1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (большое количество абстрактных рассуждений, непонятных формул, математических расчетов и т. п.) и они не могут понять сущности изучаемого материала;
2. Материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его довольно поверхностно.
3. Материал недоступен для учащихся ввиду физического перенапряжения. В данном случае имеется ввиду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в домашних условиях, в спортивных секциях и т. п.).
Правила принципа доступности в обучении
1. Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.
2. В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Традиционный репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание, на повторение информации, данной учителем. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.
3. Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т. п. Однако необходимо помнить об относительности этих правил. Так, например, простейшими структурными элементами изучаемых объектов (организмов и веществ) являются атомы и клетки, но в процессе обучения мы вначале изучаем целостные организмы и вещества и лишь потом переходим к изучению их глубинной структуры.
Понятие «близкое» так же трактуется не в буквальном смысле. Например, учащимся ближе современные социальные отношения, однако изучаются вначале те, которые существовали в древней истории, поскольку они ближе учащимся, нежели сложнейшие современные отношения. Когда мы говорим о «близком», имеем ввиду то, что учащемуся легче представить.
Процесс обучения не может быть легким. «Легкое» в данном случае означает, что учащийся способен преодолеть поставленные перед ним затруднения самостоятельно.
От известного к неизвестному. Учащийся может приобретать новые знания только на основании и с помощью уже имеющихся в его сознании сведений и выработанного ранее желания узнать что-то новое, интересное или полезное для него.
Эти правила нельзя рассматривать упрощенно и использовать в основном только в одном направлении, индукция должна соседствовать с дедукцией, что обогатит методический багаж педагога.
Литература
1. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1988.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2001.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 2003.
4. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца. – М., 1981.
5. Айдашева Г. А., Ассаулова С. В., Печушина Н. О. Дошкольная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
6. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 1997.
7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Учебное пособие для студентов высших и средне специальных учебных заведений. / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М. : 2000.
8. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1988.