Елена Кокорина
Примерные упражнения по развитию компонентов психологической готовности к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок готов к обучению в школе если :
1) Он способен управлять своим поведением. Поведение зависит не от сиюминутных желаний, а от требований взрослого (учителя) или правил поведения в той или иной ситуации. Ребенок понимает, что ему это необходимо для того, чтобы добиться какой-либо цели;
2) Он способен принимать самостоятельные решения. При этом опирается на полученные знания и свой жизненный опыт.
Публикация «Примерные упражнения по развитию компонентов психологической готовности к обучению в школе» размещена в разделах
3) Он эмоционально-отзывчив. Сопереживает героям книг, кинофильмов и т. п. Способен реагировать на красоту окружающей природы, музыки, произведений искусства.
4) Он овладел как вербальными (с помощью слов, так и невербальными (с помощью жестов и мимики) средствами общения с ровесниками и взрослыми людьми. Может вести диалог.
5) Он способен выполнять поставленные перед ним задания. Может найти решения интеллектуальных и личностных задач.
6) Он способен воплощать в жизнь задуманное. С помощью рисунков, лепки, конструирования.
7) Он имеет широкий кругозор. Способен классифицировать, обобщать, сортировать окружающие предметы, явления, понятия.
8) Он способен выполнять графические задания (штриховка, раскрашивание, написание мелких элементов). Рука подготовлена к письму, мелкая моторика развита. Способен управляться с мелкими предметами.
9) Он способен запоминать услышанное, увиденное, произошедшее. Память развита.
10) Он умеет выражать свои мысли. Способен поддерживать диалог. Правильно произносит звуки. Словарный запас богатый.
Развитие памяти
Игра «Большие перемены»
На столе раскладываются предметы. Ребенок одну минуту смотрит на стол и пытается запомнить все, что видит. Потом отворачивается. Вы убираете один предмет. Ребенок снова смотрит на стол и пытается вспомнить, чего же не хватает. Также можно добавлять предметы или менять их местами. Эта игра тренирует зрительную память.
Развитие мышления
Упражнение «Накорми меня»
Для этого упражнения потребуются карточки с изображением животных и того, что они едят. Например, курица, кошка, собака, заяц, коза, пшено, морковка, кость, молоко, капуста. Задача — соединить карточки. Курочку с пшеном, кота с молоком и так далее.
Упражнение «Найди лишнее».
В игру на определение лишнего можно играть с помощью карточек или устно. Задача — исключить лишний предмет из увиденных на карточках или перечисленных взрослым.
Упражнение «Противоположности»
Вы называете слово, например, «большой». Ребенку нужно подобрать слово противоположное по значению — «маленький». И так далее. Широкий-узкий, светлый – темный, сильный – слабый.
Развитие внимания
Упражнение «Корректурная проба»
Корректурная проба — это набор символов, в произвольном порядке напечатанных на листе бумаги. Это могут быть буквы, цифры или какие-то значки. Можно даже старые ненужные книги использовать или журналы. Вы даете ребенку лист с корректурной пробой и карандаш. Еще потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер. Ставите задачу, например, вычеркнуть все буквы «А». Засекаете 2 минуты. Через две минуты смотрите, что получилось. Сколько ошибок? Как далеко продвинулись? В следующий раз посмотрите есть ли прогресс.
Лабиринты.
Хорошим упражнением для развития концентрации внимания являются разные лабиринты. Множество лабиринтов можно найти в детских журналах.
Еще одно хорошее упражнение. Вы произносите в разнобой названия домашних животных, диких животных и птиц. Корова, аист, медведь, заяц, сорока, кот, лиса и т. д. Задача ребенка, когда он слышит название домашнего животного топнуть, дикого — хлопнуть, птицы — кукарекнуть.
Развитие речи
Следует обратить внимание на три компонента :
1. Правильное произношение звуков.
2. Богатый словарный запас.
3. Умение выражать свои мысли.
Если ребенок неправильно произносит звуки, то обратитесь к логопеду. Самая лучшая пора для начала занятий с логопедом 4 — 5 лет. А если ребенку уже 7? То начинать логопедические занятия нужно прямо сейчас. Словарный запас и умение выражать свои мысли. С этим проще, можно обойтись своими силами. Разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы, обсуждайте с ним прочитанное или увиденное. Говорите на определенные темы. Например, сегодня рассмотрите подробнее тему «Зимующие птицы». Посмотрите картинки, произнесите названия птиц, расскажите, почему им нужно зимой помогать и как. А завтра побеседуйте о временах года. Речь развивать нужно постоянно. Дома, на прогулке, перед сном, в транспорте.
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику нужно не только для того, чтобы ребенку было легче держать в руках ручку и выводить красивые крючочки и петельки. Мелкая моторика влияет и на мышление, и на речь. Не даром ведь говорят, что ум лежит на кончиках наших пальцев. Так что необходимо уделить ее развитию особое внимание.
Развитию моторики способствуют:
• рисование;
• лепка из пластилина;
• складывание пазлов, мозаики;
• игры с конструктором;
• наматывание ниточек на клубок;
• нанизывание бусинок на нитку;
• вырезание ножницами;
• разрывание бумаги;
• аппликация;
• прописи.
Ориентация на листе бумаги
Положите перед ребенком лист бумаги и карандаши. Объясните ему, какая сторона считается верхней, какая нижней, правой, левой. Где верхний правый угол, нижний правый, верхний левый и нижний левый. Где центр. И по очереди давайте задания, например :
1. Нарисуй в верхнем левом углу квадрат.
2. Нарисуй в правом нижнем углу прямоугольник.
3. Под квадратом нарисуй елочку.
4. В центре нарисуй большой круг.
5. Справа от большого круга нарисуй еще один маленький кружочек.
6. В верхнем правом углу нарисуй треугольник.
7. В нижнем левом углу напиши букву «А».
8. Рядом с ней напиши букву «Б» и т. д.
Если получится выполнить эти задания, то с ориентацией все в порядке. Если были ошибки, то нужно тренироваться еще.
Познания об окружающем мире
Ребенок должен ориентироваться в том, что его окружает. Существует список тем и вопросов, в которых ребенок должен ориентироваться к началу школьной жизни. В этом списке:
• ФИО родителей,места их работы и профессии;
• свои собственные ФИО;
• адрес;
• основные цвета;
• времена года и названия месяцев;
• дни недели;
• явления природы;
• перелетные и зимующие птицы;
• дикие и домашние животные;
• деревья;
• цветы;
• грибы;
• овощи и фрукты;
• мебель;
• посуда;
Список можно продолжать и дальше. Со всем эти ребенок знакомится ежедневно в течение жизни или из ваших специальных бесед на определенные темы.
Что такое коммуникабельность?
Коммуникабельность – это умение общаться и вести себя в коллективе. Задача родителей - научить ребенка общаться.
Для развития коммуникабельности ребенка психологи рекомендуют :
• приглашать гостей к себе и самим ходить в гости;
• рассказать ребенку, как именно нужно начинать разговор, чтобы с кем-либо познакомиться;
• позаботиться о том, чтобы ребенок был знаком с «волшебными» словами и использовал их в своей речи;
• чаще бывать вместе с ребенком в общественных местах;
• давать ребенку поручения, например, спросить у продавца сколько стоит товар или узнать, кто последний в очереди.
• играть в игры, где нужно работать в паре или группе с кем-то, отличный пример те же «казаки-разбойники».
Реакция ребенка на замечания и критику
Для формирования адекватного отношения к критике необходимо объяснять ребё нку:
• что если тебя критикуют – это не значит, что хотят обидеть;
• что если ты действительно ошибся, то нужно это признать и постараться исправить;
• что если тебя просто не так поняли, то нужно спокойно отстоять свою точку зрения.
А зачем идти в школу?
Ребенок должен знать ответ на этот вопрос еще до начала обучения. То есть ребёнка нужно замотивировать. Почаще разговаривайте с ребенком о школе. Рассказывайте о том, как вы в школу ходили и сколько интересного там узнали. И если бы вам предложили снова в школу пойти учиться, то вы были бы просто счастливы! О том, что в школе каждый день случается что-нибудь интересное, а на уроках можно много всего узнать. Вашими мотивирующими союзниками могут стать мечты вашего ребенка. Например, мальчик хочет стать космонавтом. Отлично! Нужно ему объяснить, что профессия это сложная и ответственная, и в космонавты не берут тех, кто в школе не учился. Нужно донести до ребенка, что учиться это не только очень интересно, но еще и очень важно.