Жанна Федоренко
Примерные ориентиры развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Существуют определённые поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребёнка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо. Итак:
К 1 году – ребёнок использует 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин., усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (+/- 2 мес.)
Темочки:
К 1,5 годам – словарный запас ребёнка составляет 30-40 слов, он хорошо ходит, узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка – «Что?», «Кто?».
К 2 годам – словарный запас увеличивается до 300-400 слов, основные вопросы ребёнка – «Кто это?», «Что это?». Ребёнок осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
К 2,5 годам – словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», «Когда?». В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать – это может свидетельствовать о задержке психического развития или глухоте.
К 3 годам – появляется вопрос «Почему?». Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помогать наводящими вопросами. Использует сложносочинённые и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое «один», «мало», «много», различает левую и правую сторону. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
К 3,5 годам – осваивает конструирование, появляются элементы планирования, сюжетно – ролевой игры с предметами и, несколько позже, со сверстниками. Ребёнок эмоционален : самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.
К 4 годам – способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос – «Почему?» (у ребёнка с ЗПР преобладают вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»). Появляется сюжетно – ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом 40-50 мин.
К 4, 5 годам – способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос «Зачем?».
К 5 годам – умеет назвать свои фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умет пользоваться конструктором, может собрать игрушку по схеме, нарисовать человека со всеми частями тела.
С 5,5 лет – ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
К 6 годам – словарный запас составляет около 4000 слов. Ребёнку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве времени (вчера, сегодня, завтра, в отношениях с людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.
Зная внешние, поведенческие нормативы психомоторного развития дошкольника, взрослые смогут вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребёнка, предупредить возникновение у него ЗПР, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данными возрастным этапом.