Оксана Кузовлева
Примерная программа по выявлению и развитию детей с признаками одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа по выявлению признаков одаренности у детей, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.
Публикация «Примерная программа по выявлению и развитию детей с признаками одаренности» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основание для разработки программы
Основанием для разработки программы «Одаренный ребенок» являются следующие нормативно-правовые документы:
• Основные положения «Декларации прав человека», принятие генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.
• Основные положения «Конвенции о правах ребенка» от 05.12.1989г.
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002г.
Цель программы
Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие детей с признаками одаренности, на реализацию и совершенствование их способностей. Задачи программы.
1. Разработать систему диагностики по выявлению признаков одаренности у детей дошкольного возраста;
2. Выявить детей с признаками одаренности;
3. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении;
4. Разработать план мероприятий для развития детей с признаками одаренности.
5. Внедрение в учебный процесс современных образовательных и воспитательных технологий;
6. По возможности обеспечить подготовку и повышение квалификации кадров по работе с детьми с признаками одаренности;
7. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
Принципы реализации программы.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы воспитания и обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств воспитанников.
Принцип индивидуализации. Он состоит в том, что цели, содержание, процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности каждого ребёнка. Реализация этого принципа особенно важна для детей с признаками одаренности, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования, методов воспитания и обучения специфическим особенностям детей с признаками одаренности на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности воспитания и обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Планируемые результаты:
В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие результаты по итогам реализации программы:
• Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 3 до 7 лет.
• Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
• Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.
• Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
• Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.
• Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с одарёнными детьми.
Сроки реализации программы:
Содержательный раздел.
В дошкольном образовательном учреждении имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творчества, смотры - конкурсы, дети участвуют в городских мероприятиях. В целях создания единых подходов и пониманию понятий «одаренных ребенок», «одаренность», «виды одаренности» в образовательном пространстве за основу принимаются понятия, используемые в РАБОЧЕЙ КОНЦЕПЦИИ ОДАРЕННОСТИ, разработанной 2003 году по заказу Министерства образования РФ в рамках Федеральной программы «Одаренные дети».
В соответствии с данной концепцией:
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных, результатов в той или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, образовательной, трудовой). В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Виды одаренности в дошкольном возрасте.
Дети, с признаками музыкальной одаренности:
Ребенок имеет музыкальный талант, если:
- любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;
- быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
- сочиняет мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями:
Ребенок имеет творческие (художественные) способности, если:
- с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке;
- в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Дети с литературными способностями:
Ребенок имеет литературный талант, если:
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными);
- любит, уединившись, сочинять рассказы, стихи, сказки.
Дети с артистическими способностями:
Ребенок имеет артистический талант, если:
- часто, когда ему не хватает слов, он выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные образы средствами двигательной выразительности;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.
Дети, имеющие признаки спортивной одаренности:
- предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, беготню, соревнования;
- физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;
- смелы и не боятся синяков и шишек;
- почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой-нибудь спортивной игре;
- двигаются легко, пластично, грациозно; обладают высокой координацией движений;
- ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- неважно, интересуются ли они многими видами спорта или каким - нибудь одним, но у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.
Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями:
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются:
- инициативностью;
- высокими организаторскими способностями;
- их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.
Дети, с выраженными техническими способностями:
у ребенка отмечают технические способности, если он:
- интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
- сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы;
- может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в
определенной области наук и конкретными академическими способностями:
такие дети имеют:
- богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур;
- повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям;
- повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов;
- демонстрируют понимание причинно-следственных связей;
- выражает мысли ясно и точно (устно и письменно);
- читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два;
- хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит);
- чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной;
- не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился;
- пытается выяснить причины и смысл событий;
- уделяет много времени созданию собственных «проектов»;
- любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Критерии выявления видов одаренности:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности одаренности:
• актуальная одаренность
• потенциальная одаренность
3. Форма проявления:
• явная одаренность
• скрытная одаренность
4. Широта проявления в различных видах деятельности:
• общая (умственная) одаренность
• специальная одаренность
5. Особенности возрастного развития:
• ранняя одаренность (вундеркинды)
• поздняя одаренность.
Признаки одаренности – это те способности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действия.
Признаки выявления одаренных детей
1. Комплексный характер оценивания разных поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно больше широкий спектр его способностей;
2. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и его интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;
5. Подключение к оценке одаренного ребенка специалистов соответствующей предметно области деятельности (музыкантов, художников и т. д.);
6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для индивидуальной траектории обучения)
7. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации.
8. Такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, оценки педагогов и родителей.
Ресурсное обучение:
• информационно-ежегодный анализ состояний проблемы работы с одаренными детьми, качество обучения, эффективности используемых технологий обучения одаренности детей.
Организационный раздел.
Для достижения цели Программы определены этапы работы, позволяющие построить целостную систему работы.
1 этап — диагностико - организационный
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.
Задачи:
• изучение нормативной базы, подзаконных актов по данной проблеме;
• разработка программы работы с одаренными детьми;
• разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей;
• анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Планируемые мероприятия:
1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно - воспитательного процесса.
2. Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с одарёнными детьми.
3. Создание творческой работы воспитателей по работе с одаренными детьми.
4. Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.
2 этап — практический
Цель: осуществление работы по трем направлениям: работа с педагогами; работа с детьми; работа с родителями.
Задачи:
• составление индивидуальных маршрутов развития детей с общей одаренностью для целенаправленного сопровождения их развития и отслеживания его динамики.
• скоординированность и интегрирование деятельности специалистов в этом направлении.
• составление индивидуальной программы сопровождения ребенка в случае яркого проявление определенного вида одаренности.
• направление развития детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
• активизация участия детей в мероприятиях МДОУ, городских конкурсов и соревнований.
• способствование развитию и совершенствованию творческого продуктивного мышления у детей с признаками одаренности.
• организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей, специалистов и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей детей.
Планируемые мероприятия:
1. Организация деятельности социально-психологической службы по работе с детьми, с признаками одаренности.
2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.
3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток, буклетов по работе с детьми с признаками одаренности, размещение информации на официальном сайте МДОУ.
3 этап — аналитический
Цель: создание условий для перехода системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Задачи:
• анализ итогов реализации программы.
• осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.
• коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
• обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.
Планируемые мероприятия:
1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
2. Коррекция проекта и уточнение программы.
3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.
4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях и на официальном сайте МДОУ.
Заключение.
Способности в отличие от задатков - приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т. ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется, лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
[
]Список литературы
1. Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка», журнал «Обруч», 2005г.
2. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. «Одаренные дети», Москва, 1991г.
3. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта», Санкт-Петербург, 1996г.
4. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать», Москва, 1998г.
5. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, Москва, 2000г.
6. Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе», Москва, 2000г.
7. Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей», Ярославль,1996г.