Яника Баклушина
Пример подбора методического материала при планировании работы по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование занимает немалую часть в работе воспитателя : придумывание и продумывание лексических тем, подбор литературы, материала, пособий и т. п. для совместной и самостоятельной творческой, речевой, физической и другой деятельности.
Работа в нашей группе строится совместно с учителем-логопедом. Вместе мы составляем комплексно-тематическое планирование перед учебным годом (в августе, определяем итоговые мероприятия для соответствующей темы. А затем уже в течение учебного года каждый из нас в сотрудничестве составляет подробный план работы по той или иной лексической теме. Для этих целей я создала картотеки пальчиковых игр, речи с движением (физкультминутки, лексико-грамматических игр, загадок, комплексов утренней гимнастики, названий произведений художественной литературы для чтения с максимальным предоставлением источников и т. д., а также подбор раскрасок, шаблонов, иллюстраций, картинок для выкладывания палочками или зёрнами фасоли и т. п.
Публикация «Пример подбора методического материала при планировании работы по лексическим темам» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Материал для картотек подбирался из разных источников: множество методической литературы, интернет, произведения авторов в стихотворной и прозаичной форме, брошюры с раскрасками и т. д.
На примере лексической темы «Перелётные птицы» можно посмотреть, как подобран материал и строится работа.
Пальчиковая гимнастика
«Дрозд-дроздок»
Дружок ты мой, дрозд
В крапинку хвост,
Носик – остренький.
(Дети машут сложенными
ладонями, как крыльями.)
Бочок – пёстренький,
Перья – тонкие.
Песни – звонкие.
(Загибают по одному паль-
чики на обеих руках, начиная
с большого.)
Весной распевается,
Зимой забывается.
(Снова машут сложенными
накрест ладонями.)
Речь с движением (физминутка)
«Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(Идут по кругу, взявшись за руки)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
(«Летят» по кругу)
А сугробы тают, тают,
(Медленно приседают)
А цветочки подрастают
(Тянутся на цыпочках, руки вверх)
Лексико-грамматические игры
«Какая птица улетела?», «Какая птица лишняя?», «Подумай и назови» (описание внешнего вида – отгадывание, «Считай и называй» (одна ласточка, две ласточки и т. д. до пяти, «Чья стая?», «Отгадай слово» (по первым звукам, «Поймай и раздели» (делим слова на слоги, «Сравни птиц» (воробей маленький, а цапля, «Назови ласково», «Один – много», «Чей, чья, чьё?», «Сложные слова» (у цапли длинные лапы, она какая? – длиннолапая) и т. д.
Художественная литература
Рассказы: А. В. Куприн «Скворцы», И. С. Соколов-Микитов «Жаворонок», С. Т. Аксаков «Лебедь», Н. Сладков «Грачонок и жук», «Дроздёнок», «Дрозд и сова», «Журавль в небе», «Серая цапля», В. Бианки «Лесные домишки», «Оранжевое горлышко». Стихи: И. Демьянов «Жаворонок», В. Кремнев «Друзья птиц», И. Токмакова «Десять птичек – стайка», В. Берестов «Жаворонок», С. Баранов «Журавли», С. Михалков «Зяблик», И. Белоусов «Ласточка», С. Маршак «Лебедёнок», А. Барто «Скворцы прилетели», Э. Мошковская «Цапли» и т. д.
Шаблоны из картона для лепки в технике «Пластилиновая живопись» (способ – грунтовка)
Трафареты для обводок с изображением птиц
Картинки для выкладывания силуэтов птиц счётными палочками, абрикосовыми косточками, семечками, фасолью и т. д.
Предложенные материалы включаются в планирование НОД, режимных моментов, прогулок, вечерней самостоятельной и совместной деятельности, индивидуальной работы, а также игр. Например, перед завтраком можно сделать пятиминутку и включить пальчиковую гимнастику и речевую игру. При проведении НОД можно также провести пальчиковую гимнастику, речевую игру и включить тематическую речь с движением (физминутку). При возвращении с прогулки можно заходить в группу, называя, например, птиц во множественном числе или называя птенцов (игра «Золотые воротца», здесь уже используются только лексико-грамматические игры.
Надеюсь, что данный опыт поможет вам при планировании своей работы. Успехов!