Светлана Шмелева
Пример инструментария для проведения мониторинга в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности поведения общения ребенка.
Материал: игрушки мышка и белка, макет норки на полянке и дерева с дуплом.
Задание: пригласи Муравья к белочке в гости.
Публикация «Пример инструментария для проведения мониторинга в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Мониторинг
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений эмоционально откликается.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сюжетные картинки с изображением различных ситуаций, сказка «Два жадных медвежонка».
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Посмотри на картинку. Что ты видишь? Правильно поступает ребёнок, изображенный на картинке? Как надо поступить правильно?
Вопросы по сказке:
Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно?
Кто поступил нечестно? Почему?
3. Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики.
Методы: беседа, проблемная ситуация, наблюдения на занятиях.
Материал: игра «Театр эмоций», чтение рассказов и сказок.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Посмотри на картинку, назови какое эмоциональное состояние изображено на картинке. Подумай и вспомни героя сказки (рассказа) похожего на эту картинку».
Вопросы по литературному произведению.
4. Имеет представление о мужских и женских профессиях.
Методы: наблюдение в игровой и в организованной деятельности.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать поведения и общения ребенка в образовательной, игровой, сюжетно-игровой стиль.
5. Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги.
Методы: наблюдение в игровой, театрализованной и в организованной деятельности.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать стиль поведения и общения ребенка в играх со сверстниками.
Материал: сказки «Петушок и бобовое зернышко», игрушки для настольного театра: курочка, петушок, бобовое зернышко.
Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.
- Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?
- Что произошло с петушком?
- Как ты думаешь, почему петушок подавился?
- К кому сначала побежала курочка за помощью?
- Для чего нужно было маслице?
(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра.
6. Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.
Методы: наблюдение в организованной деятельности и во время дежурства.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать стиль поведения ребенка.
7. Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правило игры.
Методы: наблюдение в свободной и организованной деятельности.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать стиль поведения и общения ребенка.
Образовательная область «Познавательное развитие».
1. Знает свои ими и фамилию, имена родителей, адрес проживания.
1. Методы: беседа.
Форма проведения : индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице?
Как зовут папу/маму?»
Дидактическое упражнение «Семейная фотография».
Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра, или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).
Содержание диагностического задания:
Задание:
1) Покажи на картинке детей (дай им имена).
2) Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)
3) Чем вы любите заниматься всей семьей?
4) Какой у тебя самый любимый праздник?
5) Почему? И т. п.
2. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Методы: проблемная ситуация, беседа.
Материал: иллюстрированные издания детских книг
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Расскажи, что изображено на картинке?»
Дидактическая игра: «Расскажи сказку с помощью иллюстраций».
3. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в самостоятельной деятельности, беседа.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Расскажи, что будет, если не будет воздуха, солнца, воды?»
4. Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости.
Методы: проблемная ситуация, беседа.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Педагог предлагает ребё нку показать:
- где у тебя глаза (уши, рот и т. д)
- покажи, где у друга….
- что слева, справа, впереди, позади.
- рисование рисунков по заданию педагога: нарисуйте в в вернем левом углу солнышко, в правом – облако, посередине дом, слева – цветок, справа от дома – грибок.
5. Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья.
1. Дидактическая игра «Где чей дом?».
Материал: иллюстрация леса с изображением жилища животных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных картинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель объясняет правила игры.
На картинке с изображением леса найди жилище для каждого из животных и рассели их. После того как ребенок найдет жилище для всех зверей, воспитатель предлагает «накормить» их.
2. Дидактическая игра «Охотник и пастух».
Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это.
Задает уточняющие вопросы.
- Кто такой охотник?
- Кто такой пастух?
Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние.
3. Беседа по вопросам,
Содержание диагностического задания:
- Почему человек заботится о домашних животных?
- :Какие домашние животные дают молоко?
- Какие домашние животные дают пух и шерсть?
- Какие домашние животные несут яйца?
- У каких домашних животных есть рога и копыта?
- Какие дикие животные впадают в спячку?
И др.
4. Дидактическая игра - «Заполни клетки правильно».
Материал: игровое поле (большие три квадрата). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина); цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик); комнатных растений (аспидистра, бегония, примула).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку игровое поле ( с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и просит разложить - все картинки по квадратам, соответственно их принадлежности.
5. Настольно – печатная игра «Лото Одежда, обувь»
6. Предметные картинки: посуды, мебели.
7. Дидактическая игра «Разрезные картинки».
6. Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основе счета, приложением, наложением.
Методика В. П. Новиковой.
1. Выявление навыков счета.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция к проведению : Педагог спрашивает ребёнка, умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему это сделать.
2. Выявление знания цифр.
Материал: набор цифр до 5 в случайном порядке.
Инструкция к проведению : сначала воспитатель предлагает детям назвать те цифры, какие они знают, затем разложить их по порядку.
3. Выявление умения соотносить количество предметов с цифрой.
Материал: набор цифр, две группы игрушек.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция к проведению : воспитатель предлагает сначала отсчитать пять елочек, а потом четыре матрешки и обозначить эти количества цифрами.
4. Выявление умения отсчитывать количество на один предмет больше или на один меньше.
Материал: шесть белочек, шесть орешков.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция к проведению : воспитатель предлагает отсчитать орешков на один больше, чем три белочки; на один меньше, чем четыре белочки.
5. Выявление умения сравнивать две группы предметов, по-разному расположенных.
Материал: три большие чашки на большом расстоянии друг от друга, под ними в ряд три маленькие чашки, стоящие близко друг к другу.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция к проведению : воспитатель предлагает ребёнку сказать, каких чашек больше (меньше) или, может, их поровну.
6. Выявление знания порядковых чисел.
Материал: на столе зайчик, матрёшка, ёлка, мячик, гриб.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция к проведению : воспитатель предлагает ребёнку сказать, сколько игрушек в ряду; какая по счёту матрёшка.
7. Выявление умения раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины.
Материал: пять полосок разной длины и цвета.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция к проведению : воспитатель предлагает разложить полоски по порядку от самой длинной до самой короткой, а затем сказать, какие они по длине.
7. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Методика В. П. Новиковой. Выявление знания геометрических фигур.
Материал: по три круга, прямоугольника, треугольника, квадрата разной величины и цвета (можно использовать блоки Дьенеша).
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция к проведению : воспитатель предлагает отложить круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и назвать все группы фигур.
8. Умеет группировать предметы но цвету, размеру, форме, назначению.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению».
9. Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность.
Методика В. П. Новиковой: Выявление умений ориентироваться во времени, называть части суток времена года, их последовательность.
Материал: две группы картинок : первая - на которых изображены части суток, вторая – времена года.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция к проведению : Воспитатель предлагает разложить картинки первой группы по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходит. Спрашивает: «Какое сейчас время суток?»
Затем, воспитатель предлагает ребёнку разложить вторую группу картинок, начиная с зимы, и сказать, в какой временной отрезок что происходит. Спрашивает: «Какое сейчас время года?»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение, беседа.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Расскажи, что ты видишь на картинке»; «Опиши игрушку».
1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».
Материал: сюжетные картинки «Времена года».
Содержание диагностического задания:
В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.
2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».
Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.
Игровое упражнение «Кто больше увидит?» (ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения и др.).
2. Имеет предпочтение в литературных произведениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации любимых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть.
Методы: наблюдение, беседа.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Материал: Игрушки театра би-ба-бо.
Инструкция к проведению. Воспитатель спрашивает: «Какие книжки тебе нравятся? Или Какие книжки тебе читают дома? Расскажи какую самую интересную книжку тебе прочитали. Посмотри, вот здесь лежат игрушки. Давай поиграем в театр? Расскажи стихотворение.
3. Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова – антонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение, беседа.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Расскажи, что ты видишь на картинке».
1. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение».
-Я буду начинать предложение, а ты - подумай, как его можно закончить.
- Сахар сладкий, а перец. (горький).
- Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
- Пластилин мягкий, а камень. (твердый).
- Мачеха злая, а Золушка.
- Карабас-Барабас злой, а Папа Карло. и т. п.
3. Задание «Расскажи о мальчиках».
Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один - чистый, аккуратный, веселый, второй - неряшливый, грустный.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков.
Затем организовывает беседу по вопросам:
- Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?
- Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.)
- Быть неряшливым хорошо?
- А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?
- А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т. п.
4. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Инструкция к проведению : Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, и назвать первый звук произнесённых слов.
Оля, астра, утка и др.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляет интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги.
Методы: наблюдение в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Материал: схема постройки, конструктор.
Инструкция к проведению : Ребенку предлагается построить дом для сказочного героя, например Колобка, а затем перестроить этот дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома).
2. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат, прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Методы: наблюдение в организованной деятельности.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Материал: полоски из цветной бумаги, ножницы.
Инструкция к проведению : Ребенку предлагается отрезать то полоски квадрат, прямоугольник. Из квадрата сделать круг, из прямоугольника – овал, срезав уголки.
3. Изображает предметы путем создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, приклеивания, использования разные материалы. Объединяет предметы в сюжеты.
Методы: наблюдение, в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая, групповая.
- Рисование на занятиях
- раскрашивание раскрасок,
- в свободной деятельности.
- Лепка
Самостоятельная лепка предметов, состоящих из нескольких частей.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Инструкция к проведению : Ребенку предлагается вылепить предмет, состоящий из нескольких частей. Примечание. Предварительно можно предложить рассмотреть образцы вылепленных изделий.
- Аппликация
После выполнения работы, воспитатель просит ребёнка объяснить, что изобразил ребёнок.
4. Знаком с элементами некоторых видов народного прикладного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности.
Методы: наблюдение в быту в организованной деятельности.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Исследуются продукты деятельности ребёнка.
Инструкция к проведению Воспитатель просит украсить тарелочку, козлика одним из узоров, и назвать, как называется эта роспись.
5. Имеет предпочтение в выборе муз. произведения для слушания и пения. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: диски, кассеты с записями детских песен и мелодий.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая, групповая.
6. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинки, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение на музыкальных занятиях.
Форма проведения : подгрупповая, групповая.
Инструкция к проведению танцевальные упражнения, пальчиковые игры под музыку.
7. Узнаёт песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение.
Методы: Наблюдение за ребенком во время музыкальных занятий
Форма проведения : групповая.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня.
Методы: беседа, проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Материал: Иллюстрации из серии «Режим дня».
Инструкция к проведению : воспитатель задаёт ребё нку вопросы:
- Делаешь ли дома утреннюю гимнастику?
- Зачем нужно делать утреннюю гимнастику? Расскажи Незнайке.
- Что значит «закаляйся»? Зачем нужно закаляться?
- Посмотри на картинки. Расскажи, что ты видишь? Сложи по порядку. Что получилось?
2. Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
3. Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает вещи в шкаф.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
4. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение на физкультурных занятиях.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Материал: Мяч.
Инструкция к проведению : Спортивная игра «Школа мяча»
5. Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение на физкультурных занятиях.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
6. Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руку.
Методы: наблюдение на физкультурных занятиях, на утренней гимнастики.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая, групповая.